Св. великом. Прокопия
Прокопий, в язычестве Неаний, Иерусалимлянин родом, воспитан был матерью в язычестве и отдан на службу царю Диоклитиану, который и оставил его при дворе своём. Через несколько времени он сделал его воеводой и послал его в Александрию конфисковать имения христиан, а самих христиан предавать суду. При этом Неаний заметил царю: «слышал я о тех людях, что они почитают некоего Христа, Сына Божия, нравом тверды и в вере своей крепки, так что охотнее умирают, нежели приносят жертвы богам нашим; потому, думается мне, неудобно будет преклонять их к законам нашим». Диоклитиан разными поносными словами о христианской вере утвердил Неания в законности преследования христиан и отправил его в путь.
На дороге, миновавши Апамию, во время сильной грозы увидел Неаний в воздухе блестящий крест и услышал голос, призывавший его к вере во Христа и говоривший: «сим знамением побеждай врагов твоих!» Прибывши в Скифополь, он призвал золотых дел мастера и заказал ему сделать крест, по подобию виденного. Мастер отказывался делать крест, как знамение христианское; но получив заверение, что о том никто не узнает, втайне сделал крест по плану и словам воеводы. Когда крест был сделан, то на нём вдруг появилось изображение трёх лиц с Еврейской надписью; на верхней части и изобразился Господь Спаситель, по сторонам архангелы Михаил и Гавриил. Воевода спросил: чьи это лица? но мастер отвечал, что не знает, и рассказал, что не мог никак изгладить изображений. Тогда Неаний, уразумев в кресте Божественную силу, поклонился кресту, облобызал его и стал хранить у себя.
Когда он прибыл в Иерусалим, граждане просили его избавить от окрестных разбойничьих шаек, которые грабили путников и похищали женщин. Неаний с войском погнался за хищниками, поразил их и возвратил всех уведённых ими. Когда после сего мать советовала ему благодарить богов за счастливое окончание предприятия, тогда он, сказав: «мне помог Бог мой», сокрушил всех идолов в доме матери. Мать отправилась в Антиохию к царю и жаловалась на сына за презрение к богам и неуважение к ней самой. Диоклитиап велел Иусту, правителю Палестины, вразумить уклонившегося в христианство, а если не послушает, предать пыткам.
Иуст прибыл из Кесарии и объявил царское повеление; Неаний же, признав себя христианином и готовым на смерть за веру, отвязал воинский пояс свой и бросил его в знак отречения от царской службы и идольского нечестия. Правитель велел, обнажив, повесить и строгать железом тело его, а потом бросить в темницу. Укреплённый небесным явлением, Неаний в ту же ночь принял св. крещение и имя Прокопия. Видя мужество и доблесть исповедника, некоторые воины тоже обратились ко Христу, крещены епископом Леонтием и на другой день открыто славили Христа Бога. Правитель велел отсечь им головы, в присутствии Прокопия. В тот же день подошли к тюрьме 12 женщин и сказали в окно мученику: «и мы – рабыни Христовы!» Донесли об этом правителю, и он велел заключить их в тюрьму, а на следующий день бичевать, палить огнём и отрезать им сосцы. В толпе стояла и мать Прокопия и плакала, видя лютые муки и терпение женщин. Вдруг она приблизилась к судье и сказала: «и я – раба распятого Христа Бога!» Тщетно правитель убеждал её отказаться от своих слов, и наконец велел отвести её с прочими женщинами в темницу. Увидев мать, Прокопий обрадовался, научил её св. вере и через епископа Леонтия крестил, как и других женщин. Когда затем исповедницы вновь представлены были на суд, то мужественными пребыли в вере, не смотря на бичевание по устам оловянными прутьями, и наконец обезглавлены.
Иуст скоропостижно умер, и преемник его вызвал Прокопия в Кесарию (это был главный город провинции), где после многих страшных пыток бичеванием, огнём и растяжением тела, св. великомученик скончал свою земную жизнь от меча (в 303 году).