Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преп. Феофила мироточивого

 Преставление преп. Феофила мироточивого

Родители преп. Феофила – Македонские Славяне из местечка Сичева, добрые и благочестивые христиане, дали сыну прекрасное воспитание. Сын, с юных лет, учившись успешно, не любил весёлостей и рассеяния и любил разговаривать с умными и добрыми людьми. Большую часть времени посвящал он чтению христианских книг и любил обогащать ум свой познаниями. Став известным, как по доброй жизни, так и по познаниям христианским, он посвящён был в священника; в этом сане он ревностно сеял семена благочестия в христианских сердцах и для этого сеяния переходил из одного места в другое. Ревность к совершенству духовному сблизила его с Ранданским епископом Акакием, и Феофил остался жить при нём, для душевного назидания. Константинопольский патриарх Нифонт получает письма из Египта с известием о чудесах, совершенных Александрийским патриархом Иоакимом, в посрамление Иудеев, и по поручению патриарха епископ Акакий с Феофилом и другими отправляется в Египет, для личного сношения с патриархом. С посланными отправлено послание Константинопольского патриарха и к Александрийскому с изъявлением радости о милостях небесных.

Дела происходили истинно дивные, славные для христианства.

В Египте свирепствовала чума: Мисир и его окрестности особенно сильно пострадали. Жид-врач, отъявленный враг христианства, распустил молву между магометанами, что христиане виновники смертности, – они опускают в воду крест. Молва дошла до султана. Тот, уважая патриарха, на первый раз оставил без внимания донесение злобы. Жид-врач обратился к визирю-жиду, любимцу султана, и тот успел довести султана до того, что патриарх потребован в Диван для объяснений. Султан долго разговаривал с патриархом и наконец сказал: «пусть патриарх в оправдание Евангельских слов переставит гору соседнюю с Мисирем». Патриарх выпросил несколько дней для молитвы. Потом, в назначенный день при стечении народа сказал горе: «именем Господа говорю: сойди с места». И гора затряслась и сдвинулась с места. Эта гора с того времени называется дур дого – стань гора. – Это чудо поразило всех. Но жиды ещё более озлились. У них написано, говорили они султану: аще и смертное что испиют, не вредит им (Мк. 16:18). Если это не ложь, пусть патриарх докажет это на себе. Султан принял и это внушение злости, согласился на то, чтобы подан был яд патриарху. Полный веры в силу креста Христова, патриарх осенил смертную чашу знамением креста и выпил яд. Все ожидали, что он тотчас умрёт. Патриарх остался невредим. Налив стакан водой, патриарх сказал султану: «пусть Еврей выпьет это, подаваемое хулимою им верою». По приказанию султана Еврей выпил и мгновенно издох. Поражённый такими чудесами, султан велел обезглавить клеветника визиря, а на всех Евреев наложена пеня: сделать водопроводы из Нила в Мисир.

Акакий и Феофил приняты были Александрийским патриархом с радостью, и блаж. Феофил своей образованностью обратил на себя особенное внимание великого святителя. Пробыв довольное время в Александрии, благочестивые путешественники отправились на Синай, а оттуда в Иерусалим, были на Фаворе и в Дамаске, где получили письма Антиохийского патриарха к Цареградскому. Из Дамаска возвратились в Иерусалим, где блаж. Акакий заболел и умер. Письма Иерусалимского патриарха Феофил доставил уже патр. Пахомию, так как Нифонт удалился на покой. Патр. Пахомий столько полюбил Феофила, что удержал его при себе в должности нотария и экзарха великой церкви. Феофила все уважали за его добродетели, но он отяготился этим уважением и удалился на Афон.

В Ватопедском монастыре поручил он себя руководству пребывавшего на покое епископа; подчинив себя воле его, он каждый день совершал служение. По смерти епископа, перешёл в Иверскую обитель и здесь учился у одного послушанию, у другого любви, у третьего терпению. По поручению обители, он занимался списыванием книг – и многие книги письма его остались в Ивере. Феофил так стал известен духовною жизнью и образованностью, что Солуняне сильно желали иметь его своим архипастырем. Сам патриарх Феолипт, бывший по случаю в Солуне, по просьбе Солунцев, писал к Феофилу, вызывая его в Солунь. Но смиренный Феофил поспешил облечься в схиму, а патриарху отвечал, что тяжкая болезнь, заставившая его принять схиму, никак не дозволяет ему прибыть в Солунь.

Близ Ивера уединённо подвизался тогда игумен Дионисий. Блаж. Феофил, выпросив у него дозволение, построил вблизи малую келью. Они жили в такой любви между сбой, что, казалось, была у них одна душа.

Потом блаженный жил в Карее вместе с старцем Кириллом. Здесь прот Св. горы старец Серафим, духовник Кирилла, так полюбил Феофила, что они остались друзьями до гроба. Когда сильное желание безмолвия увлекло Феофила в уединённую келью св. Василия, принадлежавшую монастырю Пандократора, а между тем Феофил не имел у себя ничего, чем бы поправить обветшавшую келью и уплатить монастырю, старец Серафим помог ему и потом, отказавшись от должности прота, перешёл жить вместе с блаж. Феофилом. Исключительным подвигом их было хранение ума непрестанной молитвой Иисусовой. Препод. Феофил ни о чём больше не думал, как о Господе Иисусе; Иисус был дыханием его, Он был постоянно в сердце его. Наконец, будучи исполнен дней, преподобный предузнал смерть свою и начал готовиться к переходу в ту жизнь. Он написал исповедание веры и завещание. В пяток, по его желанию, совершено над ним елеосвящение; простившись со всеми, приобщился святых Таин; ученику своему Исааку дал заповедь не хоронить его, а оттащить труп его куда-нибудь и бросить. Преподобный предал дух свой Богу 8 июля 1548 г.

Исаак исполнил волю старца и оттащил тело его в лес. Когда во всей горе разнёсся слух о кончине Феофила, – весьма многие, знакомые и друзья, приходили поклониться могиле преподобного. Исаак указывал всем на одно место взрытое, как на могилу почившего. Только иноки Ивера и Пандократора по какому-то предчувствию не доверяли Исааку. Некоторые из них стали ходить по лесу и, найдя мощи преподобного, скрыли у себя. Когда в 40 день Исаак пришёл в лощину, к изумлению не нашёл мощей старца. После долгого разведывания дознался он, что мощи находятся в обители Пандократора. Он обратился с жалобой к Ерисскому епископу Макарию. Тот созвал игуменов, и решили оставить руку преподобного в обители Пандократора, а прочее отдать Исааку в келейную церковь святого Василия. С того времени мощи преподобного источают благовонное миро.

Примечания
1* Житие преп. Феофила из рукописи Пандократорской кельи св. Василия нап. в Афонском патерике 2. 69–81.
2* Сичево невдали от Солуня и Брегальницы у Григоровича стр. 142. В рукописи испорченное Ζυχυας.
3* Об этих событиях говорят: а) Трифон Коробейников, бывший в Египте в 1583 г. (Путешествие его, стр. 149. 150. СПб. 1849 г.); б) п. Нектарий у Лекеня Ог. ehr. II, 502. О патр. Иоакиме Христ. чт. 1856 г. 1, 391. 392.
4* О Славянах в Ивере – и поклонника св. горы, стр. 61. 63.
5* Монастырь Пандократора и его скиты избирали и избирают для пребывания своего особенно Русские. Заметки поклонника, стр. 78. Письма Святогорца 2, 201. 202.