Св. отца нашего Андрея, архиеп. Критского79
Родился в Дамаске в половине VII века; первоначальное образование получил дома; на 14-м году удалился для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель св. Саввы Освящённого. Скоро сделался известен строгой своей жизнью. Феодор, правитель патриархии (не имевшей в то время патриарха по причине стеснения от магометан), избрал Андрея своим секретарём. В 679 г. он отправился вместе с двумя доверенными Иерусал. патриарха на VΙ Вселенский собор.
Возвратясь в Иерусалим с определениями собора, Андрей продолжал вести подвижническую жизнь и изучать слово Божие и писания св. отцов. Спустя несколько времени, он был вызван в Константинополь и посвящён патриархом в диаконы Софийской церкви; сверх того, получил отрадное назначение питателя сирот. При императоре Юстиниане 2-м Андрей был поставлен в архиепископа Критского; ревностно проповедовал пастве своей слово Божие, мудро управлял ею и охранял своими молитвами. Действию молитв своего пастыря Критяне приписали удаление Сарацын, которые напали было на остров во время святительства Андрея.
Скончался св. Андрей на пути из Константинополя, куда ездил по церковным делам. Предузнав свою кончину, он сказал своим спутникам, что «не увидит более Крита» и действительно, доехав до острова Митилены, заболел и мирно преставился – в 713 году. Есть предположение, что это было тогда, как он возвращался с собора в 712 г. против монофелитов, которые во Христе признавали только одну Божественную волю. Как относился к этому собору отличавшийся глубоким умом и знанием свящ. Писания Андрей, можно судить по его стихам, в которых он прямо пишет, что «два во Христе действия, два в Нём хотения».
По смерти Андрея Критского осталось не мало его сочинений духовного содержания. «Он обогатил Церковь многими творениями, в которых опытные видят основательное знание и богатство учёности, речь приятную и стройную».
О священных песнях его Церковь поёт: «блаженный Андрей, сияющий светом Св. Троицы, ты воспел священные песни благозвучно, явился миру светилом, светлейшим солнца... Ты – верное правило Богословия, ясно открывающее славу всеславной Троицы... Матерь Господа воспел ты медоточивыми словами, святых Апостолов и сословие блаженных мучеников».
Особенно известен Андрей Критский своим великим каноном, состоящим из 250-ти тропарей, который читается по частям в первые четыре дня Великого поста и весь за утренней службой четверга на 5-ой неделе.
Этот канон, – говорит архиеп. Черниговский Филарет, велик не по числу только стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей, по глубине чувств и по силе выражений. В нём духовный взор созерцает события обоих Заветов в духовном свете. Лица священной истории то представляют ему высокие образцы святой жизни, то примерами падения возбуждают к строгому отрезвлению: в том и другом случае изображают тайны внутренней жизни. Ум созерцает высокие духовные истины, осуществлённые в жизни патриархов, судей, царей, пророков Ветхозаветных; поучается им в Евангельских притчах; а сердце с полной жаждой спасения ищет себе в священных событиях возбуждения и то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается сладким упованием на Бога, всегда готового принимать грешников. «С чего начну оплакивать злосчастной моей жизни деяния? Какое начало положу, Христе, моему сетованию? Но Ты, Милосердый, подай мне прегрешений оставление». Так подвижник начинает свой сокрушённый плач и обращается к первому греху человека, лишившему всё человечество Богосозданных украшений. «Грех лишил меня Боготканной одежды и как листьями смоковницы облёк меня деянием стыда в обличение моих страстных стремлений» ...
После изображения опустошений, какие производили страсти в жизни даже великих мужей, певец призывает грешную душу искать вместе с Авраамом отечества небесного; в Исааке показывает жертву послушания и в Измаиле пример дерзости, порождаемой ласкаемой плотью; гибельные действия похоти велит усматривать в действии огня Содомского. Под образами двух жён Иакова разумей, говорит, двоякую жизнь, деятельную и созерцательную. Жезл Моисеев, рассекающий море – крест Христов, которым душа христианская творит дела чудные. Таким образом, по порядку времён беседуют с душой, кающейся цари и пророки Израиля. Наконец в девятой песни певец вспоминает Божественные слова и деяния Спасителя; пощением Его убеждает себя к посту и с мытарем смиренно вопиет: – «Боже, милостив буди мне грешному!» – С Ханаанской женой и слепцами молит: «помилуй меня, Сын Давидов!» Подобно блуднице слезами моет ноги Спасителя и с разбойником благоразумным взывает: «помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!»
Подобное содержание великого канона неоспоримо свидетельствует о целесообразности предписания Церкви читать его в особенности в дни покаяния – в Великом посту, и будет служить во все века великим пособием в этом великом деле.
В душевной же пользе, получаемой от него – благодарственная похвала из рода в род вдохновенному составителю дивного канона, которым многие люди возвращаются к Богу: сознав свою греховность и Его милосердие, снова видят Лицо Его...