Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Св. Марфы, матери Симеона Дивногорца

 Св. Марфы, матери Симеона Дивногорца

Мать св. Симеона Столпника, подвизавшегося на Дивной горе, с юных лет была благочестива. Она не желала выходить замуж. Но родители обещали руку её известному для них жениху. Не смея противиться воле родителей, но вместе убеждённая в святости девства, Марфа долго и от глубины души молилась в храме св. Предтечи о том, дабы открыта была воля Божия о ней. Св. Предтеча повелел ей исполнить волю родителей и дать согласие на брачную жизнь. Потом она молила Предтечу, дабы ниспослано было благословение на чадорождение, и обещала посвятить плод свой Господу. Предтеча объявил ей во сне, что родится ей дивный сын, которого должна она назвать Симеон. Марфа разрешилась без страдания в 521 г. и, спустя два года, ребёнок крещён был в храме Предтечи. В время землетрясения 526 г. муж погребён был под развалинами дома, как и многие другие Антиохийцы; а Марфа с сыном молилась в то время в храме Предтечи и спаслась.

Когда сын, на седьмом году, удалился в пустыню на подвиги, Марфа проводила жизнь, как истинная вдовица Божия.

Она часто постилась и особенно наблюдала пост среды и пятка. Усердно посещала храм Божий и приносила для него свечи, ладан и масло. Первою являлась в храм и последней выходила из него. Если где бывал храмовой праздник, Марфа являлась на всенощное служение и молилась благоговейно. В доме каждую полночь стояла на молитве, проливая слёзы.

Благоговейное пребывание её в храме служило назиданием для других. Она никогда не уставала за Богослужением храма, – как другие, которые однако не устают, проводя ночь в пляске. Никогда не садилась в храме, занятая благоговением перед величием Божиим. Один добрый человек, заметив, что Марфа всегда приходит раньше других в храм и стоит на молитве без отдыха, сказал ей: «присядь, почтенная мать, тебе нужен отдых». Марфа отвечала: «слуги постоянно стоят перед господами, которые те же люди, как и они: как же сметь мне садиться в храме Божием, где совершаются страшные тайны Царя Всевышнего». Она глубоко уважала священников и прислуживала им с любовью.

Любовь её к другим простиралась до самоотвержения. Посещая больницы, она сама прислуживала больным то в том, то в другом; для умирающих давала всё нужное к погребению, равно как крещающимся приносила чистое бельё, приготовленное её руками.

Идя к сыну на Дивную гору, увидела она на дороге больных и избитых (разбои своевольных и набеги дикарей были тогда нередки): изорвав свою одежду, перевязала раны их, омыв те наперёд вином и елеем.

В ней был особенный дар, ниспосланный Богом за её добродетели: она укрощала самых свирепых бесноватых одним своим присутствием. Потому часто приглашали её к этим несчастным, и она всегда готова была на услуги.

Никто не видал её гневной или ссорящейся, напротив – она любила мирить ссорящихся, и мирила успешно. Приёмами кротости и любви, напоминанием о виновности всех и каждого перед Богом, разумным советом тушила она раздоры семейные и возвращала покой домам гнева и ненависти.

Слава сына, великого подвижника, окружала её уважением, но не ослабляла смирения её. Напротив, она боялась и за сына и нередко предлагала ему зорко смотреть за собой, а вместе молилась за него.

За год до смерти извещена она была свыше, сколько остаётся ей жить. Она пришла сказать о том сыну, но тот уже извещён был о том же и объявил о недалёкой смерти пустынникам. Когда приблизился назначенный срок смерти Марфы, она опять пришла к сыну и в продолжительном разговоре, как мать горячо заботливая о его духовном совершенстве, умоляла его быть верным Господу и своим обетам до смерти. «Сын мой, говорила она ему, вверяю тебя Господу Иисусу; молила и молю Его, да сохранит Он тебя от искушений греха. Умоляю и тебя быть твёрдым в любви к Господу. Для Господа будь сострадателен к бедным всякого сорта; будь гостеприимен для пришельцев, продолжай склоняться до самых малых и невинных; молись о всех, особенно об отечестве; не гнушайся заблудших. Не забывай в молитвах отца твоего Иоанна и меня грешную». Она рассказала тогда сыну, каких милостей небесных удостоена была в своей жизни. Это было в понедельник, накануне которого она приобщилась св. Таин. Ночью видела она во сне, что ходит в великолепном доме, изумляясь невиданной красоте его, и ей сказано было, что этот дом приготовлен для её вечного покоя. Прощаясь с иноками, сказала она, что уже не увидится более с ними. И точно, на возвратном пути она занемогла и была доставлена другими в дом свой, что был в Дафнийском предместье Антиохии; в следующий день благодарила она Господа за Его милости к ней; присутствующие подумали, что Господь любит её по молитвам сына; но она сказала, что сама она любит Господа и провела жизнь в усердных трудах для Него. Затем мирно почила 5 июля 551 г. перед смертью завещала она похоронить её между бедняками; но, по желанию сына, тело её перенесено было в монастырь его и положено в устроенной иноками гробнице.

Братия обители, по погребении её, поставили лампаду над гробом её, дабы горела она день и ночь. И лампада горела. Потом, спустя довольно времени, перестали зажигать её. Святая, явясь больному эконому, сказала: «не имею я нужды в вашем светильнике, просвещаемая светом небесным: но для вас нужно, чтобы горел светильник; когда зажигаете его, то побуждаете меня молиться за вас». Затем исцелила больного.

Примечания
1* Житие её in Act. Sanet, maii V, 403–431. Четь-Минее июл. 4. Биограф, описывая поминовение о Марфе, совершавшееся через год по смерти её, говорит: «все бывшие при этом воскликнули вместе с нами: кресту Твоему покланяемся». Итак, биограф был современник св. Марфе и ученик пр. Симеона Дивногорца.