Преподобн. Александра, обители неусыпающих первоначальника
Преп. Александр, уроженец Азийский, обучался наукам в Константинополе, потом вступил в военную службу и был не в малом чине; но через несколько времени (около 381 года) оставил всё, роздал имение нищим и удалился в Сирию, где постригся в монастыре. Четыре года прожил он тут, и потом, испросив благословение у настоятеля, пошёл в пустыню. Тут он подвизался один целых семь лет, к концу коих обратил в христианство большое языческое селение и градоначальника Равулу (бывшего впоследствии епископом Едесским, 405–435 года), а затем, углубившись дальше в пустыню, обратил скопище разбойников к жизни доброй и, дойдя до реки Евфрата, поселился в дупле некоего дерева (около 393 года). К нему стали приходить братия и селиться близ него. Он прожил тут двадцать лет и устроил общежительный монастырь, в котором было до четырёх сот монахов; тут-то впервые установился новый, до того ещё не бывший чин неусыпающих монахов. Монахи из Греков, Латинян и Сириан, разделяясь на 24 чреды по числу 24 часов дня и ночи, непрерывно на два лика славословили Господа, поя протяжно псалмы Давидовы.
В то время в странах при-Евфратских ещё много было идолопоклонников; посему преп. Александр избрал из учеников своих искуснейших семьдесят, по образцу семидесяти учеников Христовых (Лук. X гл.), и, помолившись, послал их по два во все окрестные селения языческие. И труды их не были тщетны, потому что многие из язычников познали истинную веру.
Через двадцать лет, оставив устроенному монастырю настоятеля Трофима с ста пятьюдесятью братиями, отправился на проповедь окрестным кочевникам и посетил Пальмиру, жители которой, впрочем, не пустили его в город, говоря: «кто может накормить столько народу!» Передающий об этом известие ученик и описатель жизни преподобного замечает, что, хотя жители Пальмиры и назывались христианами, но оставались при многих Еврейских обычаях (известно, что ещё в 250–272 г. Пальмира была столицей Зиновии, Арабской царицы, Иудеянки по вере, и тут жили по преимуществу торговцы Еврейские). Отринутый гражданами, Александр сказал: «лучше уповать на Господа, нежели на человека; не упадайте духом, братья! потому что посетит нас Бог, когда и не ожидаем». И едва прошли они несколько вёрст, как встретившиеся кочевники (Бедуины) приняли и угостили их. Отсюда, пройдя более ста вёрст, достигли они Антиохии, где епископствовал Феодот, вступивший на кафедру в 421 году. Тут он хотел было устроить монастырь, но и епископ и градоначальник не доброхотствовали ему. Посему, взяв с собой двадцать четыре из братии, отправился в Константинополь и поселился с ними при церкви св. Мины, куда через несколько времени собралось к нему до трёхсот человек братии из Греков, Латинян и Сирян; устроилась обитель и установился чин неусыпающих.
Как представитель знаменитого братства, Александр был известен патриарху Несторию; и этот, не видя его между поборниками своего начестия, потребовал его на суд как еретика (потому что при патриаршем дворе считали ересью православие). Представленный судьям и спрошенный о еретичестве своём, сказал только: князья сидят и сговариваются против меня, а раб Твой размышляет об уставах Твоих. Откровения Твои – утешение моё, и уставы Твои советники мои (Пс. 118:23–24). Больше ничего не провещал он, и раздражённые судьи выгнали его. Но в конце того же (429) года и он, и многие из братства его обители потерпели заключение темничное. По умирении Церкви, преподобный прожил недолго и скончался в 431 году.