Празднование Смоленской иконе Богородицы
Смоленская икона Богоматери называется Одигитрия и по сказанию предания написана св. Лукой. О древности этой иконы в России сказания различны. Говорят: сей иконой благословлена на путь в Россию Греческая царевна Анна – супруга св. равноапостольного князя Владимира – сестра Греческого императора Василия II. Иные говорят, что Смоленская икона привезена из Греции в Россию в 1046 году, когда Константин Мономах, выдавая дочь свою царевну за Всеволода Ярославича, князя Черниговского, благословил её иконой в путь, отчего она и названа Одигитрия – путеводительница. А Владимир Мономах, сын Всеволодов, перенёс икону в Смоленск и поставил её в соборном храме Успения Богоматери, который он заложил 3 мая 1101 года. С того времени икона называется Смоленской.
В 1237 году, когда полчища Батыевы приступили к Смоленску и жители Смоленска не видели ни откуда помощи, Сама Одигитрия была необоримой воеводой беззащитного города. Ночью в кафедральном соборе, где стоит чудотворная её икона, повелено было от Неё пономарю церковному объявить Меркурию, жителю Смоленска: «Меркурий, изыди скоро, в броне воинской, ибо тебя зовёт Владычица». Меркурий пришёл во храм Богоматери, пал перед иконой и слышал голос от иконы: «угодник Мой Меркурий, посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский втайне хочет в нынешнюю ночь напасть на город Мой со всей своей ратью и с исполином силы своей, чтобы опустошить город; но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моём, да не предаст его в работу вражескую. Изыди в сретение врага, втайне от народа, святителя и князя, не ведующих о нападении ратных, и силой Христа Бога победишь исполина; Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему; но там вместе с победой ожидает тебя венец мучения, который прими от Христа». Со слезами поклонился Меркурий до земли святой иконе Богоматери и вышел из храма и града; призывая на помощь Божию Матерь, Меркурий проник в средину врагов и убил исполина ратного. Мужественно ожидал Меркурий нашествия врагов и отразил их силу, побораемый свыше молниеносными мужами в присутствии светлой жены, лик которой ужасом объял врагов. После поражения врагов и Меркурий поражён был в голову и таким образом кровью запечатлел свой подвиг.
В 1398 г. во время нашествия Тамерлана на южные пределы России, иконой Смоленской Божией Матери Витовт благословил дочь свою Софию – супругу великого князя Василия Димитриевича, бывшую в Смоленске для свидания с отцом, и ею перенесена была икона из Смоленска в Москву и поставлена в Благовещенском соборе. Жители столицы оказывали святыне великое благоговение. Через 58 лет, в 1456 г., в царствование великого князя Василия Васильевича Тёмного, при митрополите Ионе, Мисаил, епископ Смоленский, и тамошний наместник со многими сановниками города, прибывшие в свите от Польского короля Казимира в Москву к великому князю, просили его отпустить икону их в Смоленск. Князь советовался с митрополитом, архиереями и боярами, и наконец решился вручить жителям Смоленска Смоленскую икону Одигитрии, повелев снять с неё список, для поставления его на месте её, и ежедневно совершал перед ним молебствие. На отпущение иконы совершили празднество. После литургии митрополит и прочие духовные столицы с крестным ходом, в сопровождении великого князя, детей его, бояр, войска и многочисленного народа, проводили за город две версты до бывшего тогда в предместии Москвы Саввина монастыря и, по совершении молебствия, со слезами отпустили икону Владычицы. На месте молебствия, в 1524 году, при великом князе Василии Иоанновиче, построен Ново-Девичий монастырь, в память взятия Смоленска и присоединения к Российской державе. В этом монастыре в 1525 году поставили икону, списанную с Смоленской Одигитрии, и 28 июля назначили празднование явлению Смоленской иконы Божией Матери, с крестным ходом, который и доныне отправляется в Москве в Новодевичий монастырь, в возблагодарение за возвращение Смоленска от Литвы. В 1812 году икона Смоленской Одигитрии взята была из Смоленска и препровождена в Ярославль Смоленским епископом (Фальковским).
В Смоленске пребывает и другая Смоленская икона Богоматери, особенно чтимая гражданами. Эта икона написана в 1602 году и первоначально находилась в Днепровской башне городской стены Смоленска. В 1728 году она поставлена была в деревянной церкви, построенной на башне; а потом в 1800 году в новоустроенной каменной, что над проезжими воротами. Эта Смоленская икона Божией Матери в 1812 году, августа 5, при оставлении Смоленска нашими войсками взята была воинами и постоянно находилась при войске, которое во всех делах против неприятеля хранило её в рядах своих. Войска с благоговением видели среди себя образ Богоматери и почитали его великим залогом помощи от Всевышнего. Накануне достопамятного дня Бородинской битвы чудотворную икону носили среди воинов для благословения и ободрения их на предстоявший великий подвиг борьбы за веру и отечество. По одержании каждой победы над неприятелем прав. воины приносили перед иконой благодарственные молебствия. Когда Всемогущий благословил Российское оружие, и с покорением врагов город Смоленск очищен был от них, чудотворная Смоленская икона Богоматери, по воле военачальника, обратно препровождена в Смоленск, для поставления на прежнем месте и прославления Господа сил, дивно карающего кичливых врагов народного спокойствия. С иконой посланы были в Смоленск многие приношения для неё. Икона прибыла в Смоленск 5-го ноября, и этот день для жителей Смоленска сделался незабвенным памятником и праздником изгнания врагов из отечества, помощью и заступлением Богородицы.
В день праздника в честь Смоленской Божией Матери Церковь умиленно вопиет: «к Богородице прилежно ныне притецем грешнии и смиреннии, и припадем в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози на ны милосердовавши, потщися погибаем от множества прегрешений: Тя бо едину надежду имамы. Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойнии. Аще бо не Ты предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? кто же бы сохранил доныне свободны? Не имамы иные помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице». Церковь молится перед Смоленской иконой Богоматери избавить нас от многих бед. Действительно в XVI в., когда установлен праздник в честь её, и В особенно в XV-м, тяготели над Россией многие беды: беды от внешних врагов – от Татар и Поляков; беды внутренние – от междоусобий; беды преимущественно для Церкви от унии, орудием коей в XV в. был Московский митрополит Исидор, родом Далмат, и многие другие беды, особенно в 1812 году бывшие, от которых кто бы нас избавил, кто же бы сохранил доныне свободны, аще бы не предстояла Владычица молящи?