Положение ризы Пресвятой Богородицы
Во дни греческого императора Льва Великого (457–474), как пишет. Никифор Каллист, св. братья Галвий и Кандид, высокого сана, путешествуя в Палестину на поклонение святым местам, обрели там в доме одной Еврейки девицы ризу Пресвятой Богородицы. Эта риза досталась девице по наследству от другой девицы Еврейки, была хранима ими с великим благоговением и преемственно, со времени блаженного успения Богоматери, передаваема от одной девы к другой.
Удостоверясь свидетельством людей благочестивых и чудодейственной силой ризы, что она точно есть риза Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, набожные путешественники приобрели её себе и, по прибытии в Константинополь, сначала хранили в своей домовой церкви. Когда же о святыне, хранимой ими, узнали многие по благодатным от неё знамениям, Галвий и Кандид объявили о своей драгоценности императору и патриарху Геннадию (458–461). По общему совету риза принята и с великою радостью и торжеством положена в 458 году во храме Божией Матери, построенном императором Маркианом и Пульхерией в Константинополе, на берегу залива, называемом Влахернским: отчего и сам храм называется Влахернским. В этом храме риза Богоматери, говорил Никифор Каллист в XIV веке, «и доселе сохраняется, как непреодолимая и всегдашняя защита для града, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время».
Со времени положения ризы Богородицы во Влахернском храме Церковь ежегодно 2 июля празднует положение честные ризы Пресв. Владычицы нашей Богородицы, благодаря св. Деву, что Она даровала ризу тела Своего, как «державное граду обложение».
В 626 году чудотворную силу ризы Богоматери испытали Персы и Авары, в 673 и 716 годах Сарацыны; а в 866 году Аскольд и Дир, витязи Русские. Во время осады Царьграда Аварами, Сарацынами, Аскольдом и Диром чудотворная риза Богоматери при молитвах многочисленного народа носима была по стенам города, и буря, при этом случае поднявшаяся, сокрушила флот осаждавших неприятелей. Аскольд и Дир, стремившиеся покорить Византию, Промыслом Божиим покорены были Иисусу Христу, приняли веру христианскую и под сенью её окончили земную жизнь свою. В IX веке Иосиф Студит написал канон на день положения ризы Богородицы, ныне поемый Церковью в этот день. Первоначальные буквы канона, или краегранесие, заключают в себе речение: «ризу почитаю Пречистые Девы», и между прочими похвалами ризе он взывает: «честней ризе прикоснемся, еюже Владыку объемши, яко отроча носила». Апостол на литургии в день положения ризы Богоматери Церковь произносит о скинии и её принадлежностях, прообразовавших Пресв. Деву Марию (Евр. 9:1–9); а Евангелие общее дням Богородичным (Лк.10:28–42,11:27–28).
Митрополит Русский Пимен под 1387 годом упоминает, что он в день положения ризы Богоматери был во Влахерне и целовал там св. раку, в ней же лежат риза и пояс Богородицы. Часть ризы Богоматери, усердием князя Василия Голицына, принесена и в Россию и хранится ныне в Московском Успенском соборе.