Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преп. Стефана Махрищского

 Преставление преп. Стефана Махрищского

Родившийся и воспитанный в Киеве, блаж. Стефан принял иночество в Печерской обители; там он провёл несколько лет в подвигах послушания и молитвы. Притеснения папистов заставили его перейти в Москву, где благосклонно принял его вел. кн. Иоанн II (1353–1359 г.). По грамоте князя и по благословению святителя поставил он себе келью на местечке Махрище, невдали от гор. Городища, в 35 вер. от Сергиевой пустыни; своими руками рубил он лес и обрабатывал землю, для умеренных нужд своих. – Сперва он не принимал желавших жить с ним, дорожа безмолвием; но потом уступил просьбам усердия. Когда собралось к нему несколько ревнителей иноческой жизни, и построил он храм Св. Троицы, братские кельи и общую трапезу; святитель посвятил его в иеромонаха и игумена. Это было, как вероятно, в 1358 г.. Живший невдали от Стефановой обители Григорий отдал Стефану свою землю с прочим имуществом, принял иночество в его обители и был самым любимым учеником его. За то братья Юрковские, жившие также невдали от обители, подняли самое злостное гонение на Стефана; они нагло бранили его и грозили убить, если не уйдёт из Махрищских мест. – Напрасно раб Божий со всей кротостью уговаривал их одуматься. «Бог простит вас, друзья; но вас смущает нечистый», говорил он им. Причиной такой злости были тревоги корысти: Юрковские боялись, что земли, которыми владели они, отданы будут Стефану, пользовавшемуся известностью в Москве. Юрковские говорили вслух, что убьют Стефана. Всегда кроткий, преподобный, поручив обитель свою заведованию старца Илии, вышел из обители, как будто по какому-то делу в недальнее место. В Вологодском глухом лесу, на р. Авнеже, основал он с учеником своим Григорием пустынную обитель Св. Троицы. Вел. кн. Димитрий Иоаннович прислал книги и другие пожертвования в Авнежскую пустынь, но вызвал преп. Стефана в его Махрищскую обитель. Здесь с восторгом радости встретили доброго наставника ученики его. Вел. князь с любовью принял Стефана в Москве и долго слушал назидательную беседу его; князь назначил для Махрищской обители луга, озёра и пахатные земли. Стефан посетил дом доброго окольничего Тимофея Васильевича. Здесь молодой родственник окольничего Козма желал видеть его, чтобы открыть ему свою душу. Молодой Козма с скорбью рассказал, что давно желает удалиться в обитель, но уверен, что окольничий не даст ему дозволения на то, и потому не знает, что ему делать. – Стефан подумал и облёк его в рясофор, предоставив прочее на волю Божию, затем пошёл к окольничему. Тимофей Васильевич рад был посещению уважаемого игумена и, с честью приняв его, просил благословении дому своему. – «Богомолец твой Кирилл молит о благословения дома твоего», сказал Стефан, и когда окольничий спросил: кто это такой? игумен прибавил: «Козма, сродник твой, ныне инок Кирилл, работающий Господу и твой Богомолец». Окольничий вспыхнул и в гневе наговорил много грубостей игумену. Преподобный спокойно отвечал: «Господь Иисус сказал: где вас не слушают и не принимают, отряхайте прах с ног ваших во свидетельство против них», и вышел из дома. Богобоязненная жена окольничего, услышав слова, произнесённые игуменом, начала говорить мужу, что напрасно оскорбил он раба Божия. Окольничий пришёл в себя и послал звать к себе игумена; при новой встрече испросили они друг у друга прощение, и Тимофей Васильевич исполнил желание у Стефана о Козме. Возвратясь в Махрищскую обитель, преподобный сделал распоряжение о чине полного общежития и преподал наставление братии строго следовать сему чину. Когда преп. Сергий от людских тревог удалился из своей обители, чтобы в уединённом месте найти себе покой, преп. Стефан со всей братией своей вышел навстречу к нему; поклонясь один другому в ноги, преподобные долго препирались не за первенство, а за меньшее значение; Стефан лежал на земле, прося благословения Сергиева; Сергий не вставал, прося того же у Стефана; наконец Сергий, в виде гостя, вынужден был уступить. – После молитвы и бесед любви, Стефан дал Сергию ученика своего Симона, знающего окрестность, и Сергий на Киржаче основал себе обитель. В таком духе жил и начальствовал св. Стефан в Махрищской обители! Сколько строгий к себе, столько снисходительный к другим, он не гневался на проступки других и трудился для обители более прочих; усердно наставлял братию путям спасения, но говорил наставления кротко и тихо. Одежда на нём была самая худая, в заплатах и грубая. Обитель его по его молитве и трудам пришла в цветущее состояние, – братия ревновала о благочестии, многие из мирян приходили для молитвы и выслушать совет блаж. игумена. Достигнув глубокой старости, преподобный поручил управление обителью опытному в иноческой жизни старцу Илии, а сам, приняв схиму, готовился к переходу в загробную жизнь. Наконец, причастившись св. Таин, мирно предал дух свой Господу 14 июля 1406 года.

После Стефана строгое благочестие сохранялось в обители несколько времени. Ученик его игумен Илия внимательно поддерживал благочестие, насажденное преп. Стефаном, и в день памяти Стефана щедро угощал странных. Преемник его Николай носил такую одежду, что казался нищим, и также внимательно пас стадо Стефана. Преемники их были уже не таковы. При игумене Сергиевой обители Арсении (1525–1527 г.) Махрищский столетний старец и великий подвижник Герман видел во время ночной молитвы своей следующее: огонь, горевший при гробе св. Стефана, озарял светом своим обитель. Он сказал о том игумену Ионе, и игумен увидел то же самое. – Бл. Арсений, приняв это за извещение небесное, по определению собора, приказал поставить раку над могилой препод. Стефана, покрыть её покровом и завести неугасимую лампаду; совершив соборное служение, советовал неотлагаемо совершать поминовение о преп. Стефане. Мощи преподобного обретены нетленными при построении каменного храма Св. Троицы, в 1550 г.; на персях Стефана найден тогда кожаный параман с изображением праздников Господних.

Из чудес преподобного особенно замечательны: у жителя Юрьевского села Кучек сын Даниил ещё в младенчестве лишился ума и, когда пришёл в лета юношеского возраста, то драл на себе одежду, а иногда убегал в лес. Не зная, что с ним делать, отец привёз его в Махрищскую обитель и оставил его в гостинице. Больному во сне является инок-старец, высокий ростом, с щеками впалыми, с долгой бородой, русой, но с проседью, и говорит: «встань, иди в монастырь и оставайся там до смерти». – Проснувшийся Даниил нашёл себя совершенно здоровым. – В Александровой слободе некто Архипп имел правую руку вовсе сухую, так что не мог и поднимать её. «Что ты спишь? Ступай в Махрищскую обитель и помолись на гробе Стефана», так говорил ему кто-то во сне. Пробудясь, Архипп принял это за бред. В другой раз, уже наяву, днём, в воротах дома является ему старец, высокий ростом, полуседой, с долгой бородой, и говорит: «не сказал ли я тебе, Архипп: ступай в Махрищский монастырь и там получишь исцеление». Архипп, выслушав в обители молебен, окропился св. водой и, внезапно став владеть рукой, начал креститься ею. Житель с. Семеновского Алексей не владел ногой, – тело на ней сгнило по колено и жилы скорчились. – Во время голода с трудом приполз он в обитель; игумен дозволил ему сидеть у гробницы. Часто призывал бедняк преподобного на помощь. И внезапно спали струпья с ноги его, и нога расправилась, – деревяшки, употреблявшиеся им в помощь при ходьбе, остались в обители памятником, да и он сам остался служить обители.

Примечания
1* Житие преп. Стефана, напис. иноком Иоасафом по воле м. Макария, при пособии кратких записок, писанных столетним иноком Серапионом, дедом современного Иоасафу игумена Варлаама. «Мне же смиренному, говорит Иоасаф, прежде написавшу о явлении мощей и о чудесах пр. Григория и Кассияна, иже на Авнеге, ученицех св. Стефана, прилучися написати и о житии св. Стефана и о чудесех его». Син. библ. № 542. Обзор лит., стр. 211.
2* Пролог июля 14 дня.
3* По житию, святой Стефан посвящён митр. Феогностом; но Феогност умер прежде велик. князя Симеона, и потому если Стефан получил грамоту у велик. князя Иоанна II, – то посвящение его в игумена было при митр. Алексии.
4* Об этом пишет Пахомий в житии преп. Кирилла: Иоасаф пользуется его известием.
5* Пролог 14 июля. Ркп. святцы: «преп. Стефан, игумен Махрищский, бывый собеседник св. Сергию чудотворцу, преставися в лето 6914 (1406) июля 14 дня».
6* Об этом и ркп. житие Арсения.
7* Ист. иер. V, 56. Служба преп. Стефану у Царского в ркп. 1592 г. № 563.