Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

h9 † Преподобного ИАКОВА Железноборского

h9  Преподобного ИАКОВА Железноборского

В тридцати верстах от Галича, в глухом лесу, у железных рудников, жил (с 1392 года) в уединённой хижине пустынник, и этот пустынник молитвами возвратил к жизни супругу могущественного властителя России. Это был преп. Иаков, ученик великого Сергия Радонежского. Супруга великого князя Василия Дмитриевича, София Витовтовна, страдала родами и была при смерти. Преп. Иакову случилось тогда быть в Москве; он пребывал в монастыре Иоанна Предтечи под бором, за рекой Москвой, – Великий князь слышал о его святой жизни и послал просить его помолиться о больной супруге. Преподобный отвечал: «молись Богу и Пречистой Матери Его; о княгине не скорби, будет здорова и в этот же вечер родит сына наследника тебе». София благополучно родила сына Василия. Это было в 1415 г. Признательный вел. князь дал блаж. Иакову средства построить на месте уединённых подвигов его, на железном борку, монастырь с храмом в честь св. Предтечи, и определил землю на содержание обители.

Преподобный родом из Галичских дворян Амосовых, был усердным насадителем иноческой жизни в родной стороне своей. Скоро собрались к нему ревнители уединения. Он устроил строгое общежитие, – в обители никто ничего не называл своим; его пример одушевлял учеников к строгой жизни; по примеру наставника ученики благодушно терпели нужду и скорби; блаж. Иаков учил их чистоте душевной и телесной, посту, взаимной любви, смирению и терпению.

Сильное искушение испытали обитель Иакова и её окрестности в 1429 году. Шайки Казанских татар опустошали окрестности Галича, подступали под Галич и, не взяв его, в самый день Крещения захватили Кострому, набрали множество пленных и ушли. – По летописи, тогда как главные силы Москвы, не догнав Татар, возвратились от Нижнего, воеводы Феодор Добрынский и князь Феодор Пёстрый поплыли Волгой, нагнали их за Нижним, напав разбили, многих истребили и всех пленных отняли. «Зато, прибавляет летопись, тем воеводам честь, а по смерти – вечная память». Преподобный с учениками своими удалялся от страшной бури в тёмный лес. По возвращении на место молитв он должен был поднимать обитель из развалин. Он построил теперь и трапезный храм в честь св. Николая, выкопал своими руками обширные пруды; теперь явилось в стороне той много бедных и голодных; преподобный кормил всех приходивших и помогал, сколько мог. После стольких лет подвижничества братия упросили его быть игуменом их; он отправился в Москву и там облечён был саном; он получил там и разные пособия для чад своих. В глубокой старости постигла его предсмертная болезнь; он назначил преемника себе из учеников своих и принял в напутствие в ту жизнь св. Тайны. По ркп. святцам «препод. Иаков, игумен Предтеченского монастыря на железном борку, Костромский Чудотворец, преставися в лето 6950 (1442) апреля в 11 день». Святое тело его покоится под спудом в основанной им обители. Великий князь Василий Васильевич в 1450 году, после победы над Шемякой под Галичем, отправлялся в обитель Иакова благодарить Господа за успех свой. Обитель преподобного и после него не раз страдала от Татар и двое из её игуменов, Савва и Вениамин, скончались страдальчески; но обитель его поныне существует.

По памятникам видим, что уже в 1536 г. чтили в обители Иаковлевой основателя её как угодника Божия, называли его преподобным отцом, а немного позже называли и чудотворцем.

Из чудес, совершившихся при гробе его, особенно замечательно исцеление бесноватого Нифонта и параличного Фотия. Нифонт не один год одержим был нечистым духом, скитался в лесу и, возвращаемый, рвал на себе цепи. Раз братия, поймав, притащили его к гробу Иакова; как только коснулся он гробницы, пришёл в себя, со слезами пал перед иконой преподобного, стоявшей на гробнице, молил спасти душу и тело его и встал здоровым. – Фотий, человек богатый, поклялся в неправде; вслед затем лицо его искривилось, и он впал в расслабление. Три года пробыл он в таком положении. Родные привезли его в обитель преподобного. Во время молебного пения он громко каялся в грехах своих; в то же время лицо его выпрямилось, и он стал здоровым.

Вот опыт любви преподобного к своей обители и иночеству. – Инок Феодосий, лежавший расслабленным три года, обратился с молитвой слёзной к блаж. Иакову: «отче Иакове, говорил он в душе, ты много подаёшь исцелений у гроба твоего; помоги и мне в тяжкой моей болезни». Внезапно, в тиши ночной, явился ему преподобный и сказал: «дай Богу обещание пребывать в обители моей до смерти и будь у гроба моего». Расслабленный сказал о том братии; по приказанию игумена принесли его к гробу, отпели молебен, и больной сам приложился к гробу и стал здоров. «Пока жив буду, не выйду из обители», сказал он с восторгом, и выполнил обещание.

Из трёх опытов исцеления слепых святым особенно замечателен один. Ослепшая Фотиния, привлечённая слухом о чудесах Иакова, просила отслужить молебен и внезапно прозрела. Игумен велел ей пребыть в чистоте 40 дней. Она не исполнила заповеди, и опять закрылись глаза её. В раскаянии пришла она вместе с мужем просить себе прощения при гробе Иакова, и снова прозрела.

Чудеса преподобного привлекали в его обитель многих Богомольцев и многих благотворителей. Последние доставили ей небедные средства к содержанию.

Примечания
1* Собр. л. VI, 140. Ннк. л. V, 56. Степ. кн. II, 3. 4. Ркп. житие преп. Иакова. Сведение о монаст., стр. 159. М. 1852 г.
2* Так сказано в житии. Но монастырь преподобного называли монастырём Иакова Широконосого (пр. 88): не берёмся соглашать одного с другим.
3* Львов. л. II, 266. Никон. л. V, 96. Собр. л. V, 263. VI, 143. ркп. житие.
4* Ркп. житие.
5* В словаре святых, стр. 126. СПб. 1834 г.: „св. Иаков преставился в 1392 г.“. Но это – явная несообразность со временем рождения князя Василия Васильевича.
6* Сведение о монастыре 159.
7* Собр. л. VI, 179.
8* В Железноборском синодике записаны игумены Железноборские Досифей, Савва убиенный, Вениамин убиенный, Иосиф, Левкий, Иларион, Феодосий, Евстратий (Ж. М. Просв. 1853 г. июль).
9* В конце ркп. минеи за март приписка: „в л. 7044 (1536) списана – при архиеп. Данииле митроп., а написана – великому и чудному Иоанну Предтечи, в Яковль монастырь Широконосов преподобного отца нашего игумена Иакова, иже основавый обитель сию, – повелением господаря нашего игумена Нифонта, настоятеля и учителя“. На другой минее: „л. 7049 (1541) написана на железном борку у преподобного отца Иакова, стяжанием игумена Нифонта“. На Евангелии надпись: „7078 (1570) дал игумен Тихон великому Ивану Предтечи – и преподобному Иакову чудотворцу“. – Ж. М. Просв. 1853 г., ч. 78. отд. II, 86–90. В сборнике Нижегород. Благовещ. монастыря XVI в. под 5 мая „преставление преп. отца нашего игумена Иакова, Костромского чудотворца, иже на железном борку“, здесь и служба и чудеса его. Мая 5 – день открытия мощей.
10* По описи 1662 г. за Предтечевым монастырём преп. Иакова 502 двора поселенцев. Зап. Археол. Общ. 2, 418.