Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Преподобных жен Мараны (Марины) и Киры

Преподобных жен Мараны Марины и Киры

Прошу не питать недоверия к тому, что рассказываю, хотя бы и привилось (слушателям) услышать нечто и превышающее их силы», – так предупреждает повествования свои о подвижниках блаженный Феодорит, епископ Кирский, – «и пусть не измеряют добродетелей святых по своей мерке, – продолжает он, – а твердо помнят, что Господь обыкновенно соразмеряет дары Святого Духа с душевным расположением людей благочестивых, и совершеннейшим из них посылает больше даров».

Говоря о святых подвижницах, рассказывает Феодорит, что «их было и есть много, из которых одни проводили и проводят жизнь уединенную, а другие, любя общежитие, живут вместе по двести пятидесяти и более или менее, принимают одну пищу, спят только на рогожах и, во время занятия рук волною, посвящают язык на псалмопения. Таковых училищ любомудрия не только в нашей стране, но и по всему Востоку очень много, так что и перечислить их невозможно. Ими наполнены – и Палестина, и Египет, и Азия, и Понт, и Европа. С того времени, как Христос Господь почтил девство, родившись от Девы, природа произрастила эти, так сказать, луга девства и приносит Творцу благоуханные и никогда не увядающие цветы добродетелей в мужах и женах, без различия любомудрия у тех и других; потому что они различаются только телами, а не духом.

«Во Христе Иисусе, по слову св. Апостола, несть мужеский пол, ни женский» (Гал. 3:28); одна и та же вера дана мужам и женам: «один Господь, одна вера, одно крещение. Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (Ефес.4:5, 6, 7). Одно и царство небесное обещал Подвигоположник победоносцам. Жены же достойны тем большей похвалы, что, имея слабейшую природу, показывают одинаковое с мужами усердие и освобождают свой пол от наследственного нарекания».

Прежде всего упоминает повествователь очевидец о святых женах Маране и Кире, которые «всех превзошли подвигами терпения».

Родом они были из Берии; жили в IV веке и как бы восприняли ιι сами были блистательным отражением славы этой чудной эпохи христианской веры, просиявшей столькими подвижниками обоих полов. Живя среди одних светил и среди близких воспоминаний о других, отшедших, они рано постигли суету земных благ и красоту вечных, я к ним устремились, отстранившись от житейского блистательного поприща, которое представляло им их знатное происхождение и «воспитание, сообразное с этим происхождением».

Марана и Кира утаились от света за городом, сами обгородили для себя один небольшой уголок земли и, завалив вход в свое убежище землею и камнями, посвятили себя всецело подвижнической жизни.

Так как за ними последовали сюда их бывшие служанки, пожелавшие приобщиться избранной ими жизни, то Кира и Марана поместили их в небольшом домике близ их ограды и через небольшое отверстие в своей ограде наблюдали за ними, возбуждали их к молитве и руководили на трудном пути всецелого посвящения себя Богу.

Сами же жили под открытым небом, большую часть времени проводили в молчании, но изредка, а именно в день Пятидесятницы, одна из них, Марана, принимала и беседовала с приходившими женщинами; голоса же Киры никогда никто не слыхал.

Не довольствуясь отречением от сладостей жизни, они ревностно подвергались и великим тяготам, обременили себя веригами, и вериги эти были так тяжелы, что нежная сложением Кира не могла выпрямить своего тела, но преклонялась под этим произвольным бременем до самой земли.

Из уважения к сану священства блаженного Феодорита, подвижницы допускали его иногда внутрь их ограды. Пораженный видом их тяжелых вериг, он убеждал их не изнурять себя свыше сил; во время его присутствия они; соглашались уступить его убеждениям, но по уходе его снова возлагали их на себя.

И так жили Марана и Кира в продолжение слишком сорока лет, среди ненарушимых поста и молитвы и из силы в силу... Между тем все им казалось, что они только начинают свои подвижнические труды...

Два раза только выходили они из своего уединения, однажды – для совершения странствия в Иерусалим, которое совершили, не подкрепляя себя пищею во время пути, но только уже после того, как поклонились святыне, – а в другой раз ходили поклониться гробу победоносной первомученицы Феклы в Исаврии, соблюдая строжайший пост и во время этого второго путешествия.

Какими словами можно выразить благоговейное изумление при созерцании такой силы духовной, такой высоты земных существ, как бы бесплотных во плоти...