Св. мученика Трифона
В гонение императора Декия (250–251 г.) правитель восточных провинций, Акилин, живший в Никее, послал во Фригию воинов разыскать Трифона, жителя селения Кампсад, близ города Апамеи (ныне Мунданьи), как распространителя христианской веры, ослушника царской воли и презрителя богов. Трифон не скрывался, сам отдал себя в руки посланных и, связанный, приведен в Никею. Правитель сидел на своем судейском месте, окруженный чиновниками, воинами и слугами, и сказал: «пусть представленный скажет нам имя свое, отечество, судьбу свою и веру свою».
«Имя мне Трифон», отвечал узник; «отечество – селение Кампсада, близ города Апамеи. Судьбы у нас нет, и ей ничего не приписываем; ибо веруем, что все устрояется Божиим промыслом и смотрением, а не случаем, или судьбою, или влиянием звезд. По состоянию я свободный римский гражданин и служу только Христу, Который есть и начало и конец веры моей».
«Думаю», сказал правитель, «что ты не слышал о царском повелении предавать смерти христиан и непокланяющихся богам. Оставь же веру свою, иначе будешь брошен в огонь».
Так как святой не покорился повелению, то был сперва подвержен бичеванию, которое продолжалось три часа с перерывами для увещаний. «Покайся», говорил Акилин; «поклонись богам; никто из противников царского указа не мог избежать горькой смерти». – «И я тебе говорю», отвечал мученик: «никто из отвергшихся Христа, Царя Небесного, не наследует жизни вечной, а пребудет в огне неугасимом».
После сих истязаний, отправляясь на охоту, велел он вести за собою и Трифона, привязанного к коню. Была гололедица, так что подошвы ног расторгались и пальцы на ногах отрывались. Трифон терпел страшные муки и ободрял себя молитвенным пением псалмов Давида; после охоты снова был склоняем к идолослужению и отправлен в темницу.
Чрез несколько дней, возвратясь в Никею из путешествия в другие города и видя непоколебимость Трифона в вере, приказал в ноги его вбить гвозди и водить по улицам; а стояло зимнее время. Когда же и эта жестокая пытка не отвратила исповедника, то мучитель велел повесить его на дерево и после бичевания опалять бока свечами; небесный свет озарил и укрепил подвижника. Наконец мучитель изрек смертный приговор: «Трифон из Апамеи, противник царского повеления и непочтительный к богам, да будет обезглавлен».
Приведенный на место казни, святой Трифон, обратясь к востоку, стал молиться ко Господу и умер прежде, чем коснулся его меч. Честное тело его, лежавшее на земле, взяли Никейские христиане и хотели похоронить у себя; но св. Трифон в видении повелел перенесть тело свое в Кампсаду, место своего рождения.