Зачатие Пресвятой Богородицы
Господь, предопределивший воплотиться для спасения рода человеческого, постепенно уготовал для Себя на земле Пречистую Матерь Свою – в избранном потомстве Авраама; в царстве Иудейском, в царском племени Давида, в смиренном и праведном семействе, в высоко-смиренной и всецело преданной Богу Деве. Праведные её родители Иоаким и Анна своим благочестием превосходили своих современников. Но Богу угодно было испытать и ещё возвысить праведников огорчениями бесчадия, дабы они через своё неплодие сделались тем более достойными орудиями благодати Божией, совершающейся в немощах человеческих. Праведные Иоаким и Анна прожили 50 лет в супружестве, дожили до старости и не имели детей. По своему благочестивому желанию участвовать в благословении Божием, данном человекам – расти и множиться (Быт.1:28,9:1; Исх. 13:26; Втор. 7:14), и в обетованиях Божиих о размножении Богоизбранного племени и о рождении Мессии (Быт.12:2,15:5), считая своё бесчадие бесславием для себя (1 Цар. 1:6–7; Лк. 1:25) и терпя за то посрамление от ближних, сетующие праведники Иоаким и Анна не теряли однако ж надежды на всеблагого и всемогущего Бога. Они постились и в пламенных молитвах и обетах просили Бога разрешить узы неплодства своего. Как некогда Сарре, в глубокой её старости, дал Он сына Исаака, так, наконец, Бог внял усердной молитве и обету смиренных и совершенно Богу преданных праведников, и возвестил им через ангела, что от них родится благодатная Дщерь.
Сказание о зачатии преблагословенной Девы Марии сохраняется в Церкви христианской от самого её начала. На основании древнейших церковных преданий о зачатии Пресвятой Девы Марии, в IV веке писал блаженный Иероним в назидание Хроматию и Илиодору – епископам, которые, читая предания сии, спрашивали Иеронима о достоинстве их. Он отвечал им: «блаженная и присноблагословенная Дева Мария произошла от царского рода, из дома Давидова, родилась в городе Назарете, воспитана в Иерусалиме, в храме Божием. Отец её называется Иоаким, а мать – Анна. По отцу она происходила из Галилеи, города Назарета, по матери из Вифлеема. Жизнь Иоакима и Анны была строгая и правая перед Богом, честная и неукоризненная перед людьми. Всё своё достояние они делили на три части: одну жертвовали храму Божию и его служителям, другую – в пользу странников и бедных, а третью употребляли для своих родных и себя. В св. любви к Богу и в благотворении ближним они много лет провели целомудренно, не имея детей. Впрочем, они дали обет Богу посвятить дитя своё на служение Ему, если Господь им даст его. Они имели обыкновение ходить на великие праздники в Иерусалим во храм Божий. Приближался день обновления храма. Иоаким вместе с некоторыми своими соседями пошёл в Иерусалим. Тогда первосвященником был Иссахар. Увидев между прочими своими соотечественниками Иоакима с жертвой, Иссахар показал к нему и его приношению пренебрежение, спросив Иоакима: почему он, бездетный, становится на ряду с родителями, и внушая ему, что дары того не могут быть угодны Богу, кого Бог судил быть бездетным. Огорчённый таким обличением, Иоаким удалился в пустыню к пастухам стад своих и не хотел возвратиться в дом свой, чтобы не встречаться со своими соседями, которые были с ним во храме и слышали произнесённую ему укоризну. В пустыне праведник плакал о своём бесчадии и поношении, растворяя свою скорбь молитвой, постом и надеждой. Но в то время, как он был у пастухов, Анне, разделявшей скорби мужа о бесчадии и бесчестии слезами и молитвой, явился Ангел Господень (Гавриил) и, к утешению её, возвестил, что у них родится дщерь Мария и будет благословенна паче всех жён; повелел ей идти в Иерусалим, предсказав, что когда она достигнет до золотых ворот в Иерусалиме, то встретит мужа своего, о здоровье коего она беспокоится». Ангел Господень явился также Иоакиму и сказал: «Господь видит смирение твоё и слышит поношение бесчадия. Бог лишил тебя чадородия, дабы рождённое признано было за особенный дар Божий. Анна жена твоя родит тебе дщерь, и наречёшь ей имя Мариам. Она по обету вашему от детства своего будет посвящена Господу. Ангел повелел и Иоакиму идти в Иерусалим, предсказав, что когда он дойдёт до златых врат в Иерусалиме, то встретит Анну, жену свою, которая, быв обеспокоена замедлением его возвращения, обрадуется, увидев его. И так праведные супруги пришли в Иерусалим и, достигши места, указанного им Ангелом, встретились друг с другом. Обрадованные явлением им Ангела и обнадёженные обещанием им младенца, они принесли благодарение Господу, возносящему смиренных, и, возвратясь в дом свой, несомненно и радостно ожидали исполнения Божественного обещания.
Веселие праведников во храме Иерусалимском и живая их благодарность Богу, разрешившему их неплодство и отнявшему от них поношение между ближними, было началом празднования зачатия. В зачавшейся не только её праведные родители, но весь мир имел верный залог искупления, потому что зачатие её было по особенному благодатному смотрению Божию. Впрочем, начало церковного празднования Зачатию Богородицы с точностью определить трудно, по недостатку письменных памятников, но можно полагать, что это празднование началось с древних времён; ибо все обстоятельства жизни Богоматери для христиан древних и православных были важны и священны. Преподобный Андрей Критский в VII в. на день Зачатия Богоматери написал канон и беседу. День Зачатия отнесён к 9 декабря, потому что этот день бывает за 9 месяцев до дня рождества Богородицы.