Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Св. великомученицы Варвары

Св. великомученицы Варвары

В царствование Римского царя Максимиана жил на Востоке, в городе Илиополе знатный и богатый человек, Еллин по происхождению, именем Диоскор. У него была дочь, именем Варвара, которую он берег и охранял, как «зеницу ока», тем более, что это была его единственная дочь. Она отличалась замечательною красотою, так что не было в той стране никого красивее её. Опасаясь поэтому, чтобы она не привлекла на себя внимание людей, стоявших ниже её по своему происхождению, так как он считал таких людей недостойными вступить в брак с его дочерью, Диоскор построил для неё отдельное, роскошное помещение в высокой, искусно сооружённой башне, где и поселилась Варвара, окружённая воспитательницами, заменявшими ей её скончавшуюся мать, и многими рабынями.

Живя в этом помещении в высокой башне, Варвара могла наслаждаться видом живописнейшей местности вокруг её жилища. И в самом деле, оглядываясь вокруг из своих высоких хором, не могла она налюбоваться на красоту неба и земли, гор и долин, расстилающихся перед её глазами. Вид блистательного солнца и ночного светила – луны и неба, сияющего бесчисленными звёздами, возбуждал пытливые мысли и вопросы в уме любознательной Варвары. «Кто сотворил всю эту красоту?» – спрашивала она у своих наставниц. Смотря также на нивы, поля и луга, усеянные цветами, спрашивала она: «Кто создал все это?» «Все это сотворили наши боги», – отвечали ей окружающие её.

– Какие же это боги? – спрашивала Варвара.

– Те боги, которых почитает отец твой и держит их в своём доме, – золотые, серебряные, деревянные. Они сотворили все, что ты видишь, и отец твой поклоняется им.

Но не верилось этим словам разумной девушке, и, в сомнении своём, она так рассуждала про себя: – боги, которых почитает отец мой, сделаны человеческими руками; золотые и серебряные сделаны золотых дел мастерами, каменные высек из камня каменосечец, деревянные выделал столяр. Как же эти боги, сами сделанные чужими руками, не могущие ни ходить, ни делать ничего, могли бы создать небесные пространства и всю земную красоту?

Так размышляя, все чаще и чаще приглядывалась к природе Варвара и старалась выпытывать от самого создания ответ на свой неотступный вопрос: кто же сотворил его? И вот, в одну из таких минут её святой пытливости озарила душу её благодать небесная; умственному взору её открылось постижение единого, неизвестного и непостижимого Бога, премудро сотворившего небо и землю. Собственным разумом дошла она до такого рассуждения: – один только может быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие, Своею рукою все созидает. Один только может быть Бог, Который сотворил пространство небесное и утвердил основы, на которых держится земля, и просвещает всю вселенную солнечными лучами, и лунным сиянием и звездным блистанием; Он же украшает и землю различными деревьями и цветами и напояет её реками и источниками водными. Один только может быть такой Бог, Который все содержит и все устраивает, и всему даёт жизнь и о всем промышляет. Так и отроковица Варвара через познание творения научилась познанию Творца, и на ней сбылись слова пророка Давида: «поучихся во всех делех Твоих, Господи, в творениих руку Твоею поучахся». И в этом постижении Творца мира разгорелся в её сердце огонь Божественной любви, и воспламенела душа её таким стремлением к Богу, что уже ни днём, ни ночью не знала она покоя, думая все только об одном и желая только одного: как бы и от кого узнать ей и научиться об этом Боге и Творце мира. Но не могла она иметь такого наставника, который открыл бы ей таинства святой веры и наставил бы её на путь спасения, так как отец её Диоскор, окружив её строгим надзором, запретил приближаться к ней кому бы то ни было, исключая её наставниц и рабынь. Но Сам Премудрейший учитель и наставник Дух Святой невидимо поучал её и таинственно вдохновлял Своими внушениями, которые открывали душе её познание истины. И жила отроковица Варвара в уединённой башне своей, как птица одинокая, помышляющая о высшем, а не о низменном; и не привязывалось сердце её ни к земному, не любила она ни золота, ни драгоценных камней, ни украшений нарядных и ничего, что привлекательно для других в её возрасте. И о замужестве никогда не думала она, но объятая любовью к Богу всей душою углублялась только в помышлениях о Нём.

Когда же наступило время выдавать её замуж, и многие богатые и знатные юноши, наслышавшись о красоте её, просили у Диоскора руки его дочери, то Диоскор взошёл однажды в башню Варвары и начал говорить ей о замужестве, о разных прекрасных женихах, которые ищут руки её, и предлагал ей обручиться с одним из них. Выслушав такое предложение, сильно смутилась целомудренная Варвара и покраснела вся, стыдясь не только слышать, но и помыслить о замужестве. Поэтому со всею силою воспротивилась она воле отца своего, так как девством своим дорожила она, как драгоценнейшим из сокровищ. Долго отец уговаривал её повиноваться воле его, она же настойчиво возражала и, наконец, сказала ему: «Отец! Если ты не перестанешь вынуждать меня к замужеству, то скоро тебе уже не придётся больше называть себя отцом: я лишу себя жизни, и ты лишишься тогда единственного своего детища».

Услышав это, Диоскор ужаснулся и ушёл от своей дочери, не решаясь более принуждать ее и, рассчитывая, что, сделавшись старше, она будет рассудительнее и добровольно согласится выйти замуж, как и другие девицы, достигшие зрелого возраста. Вместе с тем он решился предпринять дальнее путешествие, имея в виду, что дочь будет скучать о нем и, обрадовавшись его возвращению, будет более расположена послушаться и исполнить его волю. Уезжая же, Диоскор распорядился, чтобы в его саду, при бывшем там источнике, была выстроена роскошная баня с двумя окнами на южную сторону, и разрешил наставницам своей дочери, чтобы они предоставляли ей выходить из башни и свободно проводить время по её желанию. Допустив это, Диоскор надеялся, что, сходясь и беседуя с подругами и видя, что многие из них охотно выходят замуж, дочь его одумается и последует их примеру.

Когда же Диоскор уехал в дальнюю страну, то Варвара, получив теперь свободу выходить из дома своего и знакомиться с кем пожелает, сблизилась с некоторыми девицами-христианками и, услышав от них об Иисусе Христе, возрадовалась всею душою и старалась узнать от них как можно больше о Нем. Они же и рассказали ей о Христе, о неизреченном Божестве Его, о воплощении Его от Пречистой Девы, о добровольном страдании Его и воскресении, о будущем Суде и вечных мучениях идолопоклонников, и о нескончаемом блаженстве христиан в Царствии Небесном.

С наслаждением выслушав все эти рассказы, Варвара возгорелась любовью ко Христу и желанием принять святое крещение.

В это время в эту местность случайно прибыл из Александрии один пресвитер под видом купца. Узнав о нем, Варвара пригласила его к себе и успела, тайно от всех, научиться от него познанию единого Бога Творца и Вседержителя и вере в Господа нашего Иисуса Христа, чего так жаждала душа её. Посвятив же её во все таинства веры, пресвитер крестил её во имя Отца и Сына и Святого Духа и, ещё поучив её и наставив её, возвратился в свою сторону. – А святая Варвара, просвещённая крещением, ещё более предалась любви своей к Богу и проводила дни и ночи в молитве, соблюдала пост и усердно трудилась для Господа, Которому она уневестила себя целомудренною жизнью.

В это время в саду Варвары строилась баня, по распоряжению отца её перед его отъездом. Однажды пошла Варвара посмотреть эту постройку и, увидев два окна, пробиваемые в стене, сказала работникам: «Почему пробиваете вы только два окна? Не лучше ли будет прибавить и третье? И стена тогда будет красивее, и баня светлее». Но работники отвечали ей: «Так отец твой нам приказал, чтобы мы устроили только два окна на южную сторону». Варвара же стала настаивать, чтобы прорублено было и третье окно (по мысли её – в изображение Святой Троицы). И когда работники, опасаясь прогневить её отца, не соглашались исполнить её повеление, то она сказала им: «Не опасайтесь, делайте, как я вам говорю, я же беру на себя ответ перед отцом и заступлюсь за вас». – Тогда они прорубили третье окно в бане по её повелению. Был там, как сказано, источник, при котором строилась баня; этот источник имел ограду из тёсаного мрамора; однажды, подойдя к ней и повернувшись на восток, святая Варвара начертала на мраморе изображение святого креста, и это изображение, начертанное рукою чистой девицы, отпечатлелось на мраморе как бы вырезанное железом. При той же бане отпечатлелся и след ноги Варвары, и из него заструилась вода, сделавшаяся целебною для всех с верою приходящих сюда. Все же это: и баня с тремя окнами, в изображение Святой Троицы устроенными, и мраморный камень при источнике с крестным изображением, и след ноги святой Варвары сохранялись до времени блаженного Симеона Метафраста, который, по Иоанну Дамаскину, описал страдания св. Варвары и говорит в своём повествовании следующее: «даже и до сего дня существует тот источник, который исцеляет болезни всех христолюбивых людей, так что если бы кто-нибудь пожелал приравнять его к струям Иорданским, или к Овчей купели, или к Силоамкому источнику, то не погрешил бы против правды, так как и в том источнике действует сила Христова, производящая многие чудеса.

Проходя, однажды, по комнатам в доме своего отца и увидев в одной из них идолов, поставленных на почётном месте, тяжело вздохнула Варвара при мысли о гибельном заблуждении идолопоклонников и, плюнув на лицо истуканов, сказала: «Пусть будут подобны вам все служащие вам и требующие помощи от вас, бездушных…» И сказав это, возвратилась в своё жилище в башне и предалась своей обычной молитве и посту, и углубилась всею душою своею в Богомыслие.

Вскоре после того возвратился домой отец её Диоскор. Осматривая однажды постройки, производимые у него в доме, подошёл он и к вновь построенной бане и, увидев три окна в стене, разгневался на работников, зачем нарушили они его приказание и вместо двух вырубили в стене три окна. – Когда же Диоскор, призвав Варвару, стал спрашивать ее, зачем она велела пробить третье окно, то она отвечала ему: «Лучше три, нежели два окна. Ты, мой отец, повелел вырубить два окна в изображение, как я думаю двух светил – солнца и луны, чтобы они освещали баню; я же приказала вырубить и третье окно – в изображение Троичного Света, так как существуют три окна неприступного, неизреченного, незаходимого и немерцающего света, через которые просвещается всякий человек, приходящий в мир. – Смутился Диоскор при таких совсем новых для него, поистине удивительных и непонятных словах его дочери. Отойдя с нею в сторону и став у источника при бане, на ограде которого был крест, начертанный рукою Варвары (но Диоскор его ещё не заметил), отец спросил свою дочь: «Каким это образом светом из трёх окон просвещается всякий человек?» Отвечала ему святая: «Послушай, отец мой, и пойми, что я говорю. Три лица единого в Троице Бога, живущего во свете неприступном, просвещают и оживляют всякое создание – Отец, Сын и Святой Дух. И ради этого повелела я устроить в бане три окна, чтобы одно из них служило изображением отца, другое – Сына, а третье – Духа Святого, так чтобы и самые стены прославляли имя Святой Троицы.

Затем указала Варвара и на изображение креста на мраморной ограде и сказала: «А вот, изобразила я и знамение Сына Божия, Который благоволением Отца, действием же Святого Духа и ради спасения человеческого рода воплотился от чистой Девы Марии и добровольно пострадал на таком же кресте, который тут изображён. Ради Него и изобразила я здесь крестное знамение, чтобы силою крестною была удалена отсюда вся бесовская сила.

Выслушав это и многое ещё о Святой Троице, о воплощении и страдании Христовом, о силе крестной и о прочих таинствах святой веры от премудрой дочери своей, жестокосердый отец пришёл в яростный гнев. Забыв в эту минуту естественную любовь к дочери, он извлёк меч и хотел ударить им дочь свою, но она побежала от него; он же, как волк за овцой, гонялся за нею с обнажённым мечом в руке и уже настигал непорочную агницу Христову, так как она добежала до каменной горы, которая, как стена, преградила ей путь… Не видя, куда укрыться от меча отца своего, а вернее мучителя, и не имея другого прибежища, кроме Бога, к Нему и возвела святая свои душевные и телесные очи, прося у Него защиты и помощи. И не замедлили Господь услышать рабу Свою и явить ей помощь Свою. Перед Варварою, как некогда перед св. первомученицей Феклой, бежавшей от бесстыдных людей, расселась каменная гора, и под раздвинувшимися её глыбами святая свободно укрылась, как в пещере. А Диоскор, сердце которого было твёрже камня, не видя вдруг перед собою бежавшей дочери, удивился, каким образом скрылась она из глаз его и продолжал долго и настойчиво искать её. Обходя же ту гору и ища дочь свою, увидел он двух пастухов, пасущих на горе овец своих. Те же видели святую Варвару, взбежавшую на гору и скрывшуюся в пещере. Подойдя к ним, Диоскор спросил их, не видели ли они убежавшую дочь его. Один из пастухов, добрый человек, видя разгневанного Диоскора, пожелал спасти от него неповинную девицу и сказал, что не видал её. Но другой пастух, молча, указал на то место, где укрылась святая. И поспешил туда Диоскор, а пастуха, который указал убежище святой, постигла на том же месте кара Божия: он превратился в столп каменный, а овцы его – в саранчу…

Найдя дочь свою в пещере, Диоскор вывел её оттуда и стал осыпать её побоями. Ударив её о землю, он топтал её ногами и, схватив за волосы, волочил её к дому по ужасной дороге. Дома он запер её в тесный и тёмный чулан, запечатал дверь печатью, приставил сторожей и морил дочь свою голодом и жаждою. Потом пошёл к правителю той страны, именем Мартиану, и объявил ему, что дочь его отреклась от богов, уверовала в какого-то распятого, и стал упрашивать правителя, чтобы он угрозами разных пыток склонил её к отеческой вере. После того он вывел её из заключения, привёл и передал её в руки правителю, говоря: «Я отрекаюсь от неё, потому что она отреклась от моих богов; и если она снова не обратится к ним и не поклонится им вместе со мною, то она не будет мне дочерью, и я не буду ей отцом. Ты же, правитель, имеющий власть, мучь её, насколько это в твоей власти».

Правитель, увидев Варвару, поражён был её необыкновенною красотою обратился и ласково и приветливо обратился к ней, лестно отзываясь об её красоте и благородном происхождении. Он стал уговаривать её, чтобы она не отступала от древних отеческих законов, и чтобы она не противилась воле отца своего, но чтобы поклонилась богам и слушалась во всем родителя, от которого ей предстоит наследовать все имения. В ответ на убеждения правителя святая девица Варвара разумно изобличила перед ним все ничтожество бездушных богов, исповедала и прославила Иисуса Христа, сказала что отвергается она от всякой суеты мирской, от всяких богатств и утешений земных и ищет только небесных утешений.

Игемон же продолжал увещевать ее, чтобы не бесчестила она рода своего и не губила своей цветущей юности. И, наконец, сказал он ей: «Будь же сама милосердна к себе, прекрасная девушка! Решись принести вместе с нами жертву богам, так как я, хотя и милосердствую к тебе и желаю пощадить тебя, жалея предать такую красоту твою на мучения и раны, но, если ты не послушаешь меня и пребудешь непокорною нам, то заставишь меня против воли предать тебя лютым истязаниям».

Святая же девица отвечала ему: «Я постоянно приношу жертву хваления Богу моему и сам хочу быть жертвою Ему, потому что он один есть Бог истинный, Который создал небо и землю и все, что на них; твои же боги ничтожны, бездушны и не действительны, и ничего не создали они, но их самих создаёт рука человеческая, как и говорит пророк: идолы языческие, это – серебро и золото, дела рук человеческих, и все боги языческие – бесы. Господь же есть Творец неба. Вот этим пророческим словам внимаю я и в единого Бога, Создателя всего в мире, верую, а о ваших богах знаю и говорю, что они ничтожны, и что надежда ваша на них напрасна».

Выслушав такие слова Варвары, разгневался правитель и сейчас же велел обнажить её. И когда предстала она нагою перед взорами всех бывших при этом, бесстыдно смотрящих на её обнажённое, чистое, девственное тело, то было это жестоким, более тяжёлым, чем всякие раны, мучением для чистой, целомудренной и святой девицы.

После того её, распростёртую на земле, били, по повелению мучителя, воловьими жилами в продолжении многих часов, так что вся земля вокруг была залита её кровью… Тогда стали острыми черенками и жестокою волосяною тканью растирать раны её, чтобы увеличить её страдания. Однако все эти мучения, сильнее бури и вихря охватившие молодое, немощное девическое тело, не поколебали твёрдую в вере мученицу Варвару, так как вера её основана была, как на камне – на Господе Христе, ради Которого ей было сладко терпеть даже самые горькие мучения.

После того игемон приказал отвести мученицу в темницу, пока он не придумает, каким бы, ещё более жестоким испытаниям подвергнуть её…

Тяжело израненная, едва живая брошена была Варвара в темницу и там со слезами молилась возлюбленному Жениху своему Христу, чтобы не оставил Он её, тяжело страдающую, и взывала к Нему с псалмопевцем Давидом: «Не оставь меня, Господи Боже мой! Не отступи от меня: приди на помощь ко мне!» – И вот, в полночь, среди её молитвы заблистал в темнице великий свет. И ужас, и радость ощутила святая в сердце своём, когда она увидела приближающегося к ней нетленного Жениха, пришедшего посетить свою невесту… И предстал перед ней в славе неизреченной Сам Царь славы, Господь. И как возрадовалась духом и усладилась сердцем святая, увидев Его! Он же, приветливо взирая на неё, сказал ей: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся ничего. Я – с тобой, хранящий тебя и взирающий на подвиг твой, и облегчающий страдания твои, приготовляя тебе воздаяние за них в Моем небесном чертоге. И так, потерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царствии моем».

Слушая такие вещания Христа Господа, сердце святой Варвары таяло, как воск от огня Божественного желания, и как река разливалось любовью к Нему. И таким образом утешив и любовью Своею усладив возлюбленную невесту Свою Варвару, Иисус Сладчайший исцелил её и от ран, так что не осталось и следа от них на ее теле, и тогда скрылся из глаз её, оставив в сердце её неизреченную радость. И почувствовала себя святая Варвара в темнице, как на небе, воспламеняясь ангельскою любовью к Богу, славословя Его сердцем и устами, воздавая Ему благодарение, что не презрел Он на рабу Свою, но посетил её, страждущую ради имени Его.

Жила в той местности одна женщина, верующая и богобоязненная, именем Иулиания, которая, после того как взяли святую Варвару на испытания, наблюдала за нею со стороны и присутствовала при ее страданиях. И когда отведена была святая в темницу, то Иулиания присела под темничным оконцем и размышляла с изумлением, как это такая молодая девица в самом расцвете своей красоты и молодости отреклась от отца своего, и от всего рода, и от богатства, и от всех мирских благ, и не щадит даже и жизни своей ради Христа, но с усердием отдаёт её за Него…

Когда же Иулиания вскоре увидела, что Христос исцелил святую Варвару от её ран, то и сама пожелала пострадать за Него и стала приготовляться к подвигу, моля Подвигоположника Иисуса Христа, чтобы Он ниспослал ей терпение в муках. И когда, при наступлении дня, святая Варвара была выведена из темницы, чтобы снова предстать на суд и подвергнуться новым испытаниям, то Иулиания последовала за нею издалека.

Когда святая Варвара предстала пред игемоном, совершенно здоровая, без всякого следа от ран, нанесённых ей, и сияющая красотою больше прежнего, то игемон и все бывшие с ним были поражены удивлением. И сказал ей тогда игемон: «Не видишь ли теперь, девица, какое попечение имеют о тебе наши боги! Тебя, вчера так жестоко изъязвлённую, они сегодня вполне исцелили, и изнемогшей тебе от болезни здоровье возвратили; будь же благодарна за такое их благодеяние и, поклонившись им, соверши жертвоприношение». – Святая же отвечала ему: «Что ты говоришь, правитель, будто бы боги твои меня исцелили, когда они, сами будучи слепы, немы и бесчувственны, не могут ни слепым дать прозрения, ни немым – языка, ни слуха – глухим, ни хождения – хромым.; и если они не могут ни больных исцелять, ни мёртвых воскрешать, так как могли бы они и меня исцелить? И за что же я буду поклоняться им? Меня исцелил Господь Бог мой, Иисус Христос, Который врачует всякие болезни и даёт жизнь мертвецам. Ему и поклоняюсь я с благодарением, и сама себя в жертву Ему приношу, Ему, Которого ты нечестивыми своими глазами и ослеплённым умом видеть не можешь, так как недостоин того».

Эти слова святой мученицы привели в ярость правителя; он приказал повесить мученицу на дереве и строгать её тело жезлом и опалять зажжёнными свечами ребра её. Вместе с тем молотом ударяли её по голове. Но мужественно переносила Варвара все эти мучения, которых нельзя было бы перенести, если бы не укрепляла невидимо агницу Христову Божия сила.

Между народом, смотрящим на мучения святой Варвары, стояла невдалеке и вышеупомянутая Иулиания и горько плакала она, видя, какие жестокие истязания терпит молодая, нежная девица. Наконец, возбуждаемая святым рвением и не будучи в состоянии скрывать свои чувства, Иулиания возвысила голос среди народа и стала упрекать немилосердного правителя за его бесчеловечное мучительство и вместе с тем стала хулить языческих богов. Когда же её за это взяли и стали спрашивать, какой она веры, то она смело исповедала себя христианкой. Тогда правитель велел истязать её таким же образом, как и Варвару. И повешена она была вместе с Варварою и строгали её также железными гребнями. А святая великомученица Варвара, висящая в муках, возведя взор свой к небу, взывала к Богу: «Боже, испытующий сердца человеческие, Ты знаешь, что к Тебе стремлюсь я, и что твои святые заповеди полюбив, всю себя я тебе предала и вручила Твоей всесильной Деснице. Ты же, Господи, не оставь меня, но милостиво призрев на меня и на страждущую вместе со мною Иулианию, обеих нас подкрепи и утверди для совершения настоящего подвига, потому что, хотя и бодр наш дух, но плоть немощна». – И на такую молитву святой Господь невидимо отзывался, подавая помощь мученицам в их мужественном терпении.

После того мучитель велел у них обеих отрезать сосцы, и среди увеличившихся страданий снова святая Варвара воззвала к своему Врачу и исцелителю: «Не отврати лица твоего от нас, Христе, и Духа Твоего Святого не отними от нас; воздай нам, Господи, радостью спасения и духом Владычним утверди нас в любви Твоей!»

После этих жестоких истязаний правитель велел отвести Иулианию в темницу, а святую Варвару, ради большего её посрамления, водить её по всему городу нагой с поруганием и биением.

Святая же девица Варвара, прикрываясь стыдом, как единственною своею одеждою, обратилась к возлюбленному Жениху своему Христу Господу, взывая к Нему: «Ты, одевающий небо облаками и землю мглою, как пеленами повивающий, Ты Сам, о Царь, покрой мою наготу и сотвори невидимыми члены мои для глаз нечестивых, чтобы не до конца посмеялись люди над рабою Твоею». И тогда Христос Господь, Который со всеми Своими Ангелами взирал с высоты Своей на подвиг Своей мученицы, ускорил Свою помощь ей и послал к ней светлого Ангела, чтобы покрыл он световидной одеждой наготу её. И не могли уже тогда видеть её нечестивые зрители, и была возвращена мученица мучителю. После неё и святую Иулианию водили нагою по городу – в позор людям и ангелам. Наконец, мучитель, видя, что ничто не может ни отлучить от любви ко Христу этих мучениц, ни склонить их к поклонению идолам, осудил их обеих на усечение мечем.

Родитель же святой Варвары, каменносердечный Диоскор, дошёл до такого бесовского ожесточения, что не только что не страдал сердцем, видя жестокие страдания своей дочери, но не устыдился и сам быть ее палачом. Захватив ее одною рукою, а в другой держа обнажённый меч, он повёл свою дочь на место казни, назначенное на одной горе за городом. Другой воин повёл туда же и святую Иулианию. И когда они шли, то святая Варвара молилась Богу, говоря: «Безначальный Боже, распространивший небо, как покров над землею, и землю на водах основавший, озаряющий солнечным сиянием и добрых, и злых, и дождь проливающий на праведных и неправедных, Ты и теперь услыши меня, молящуюся Тебе рабу Твою, услыши, о Царь! И даруй благодать Твою всякому человеку, который будет вспоминать меня и мои страдания. Да не приблизиться к нему внезапная болезнь и да не похитит его нечаянная смерть: Ты ведь знаешь, Господи, что мы – плоть и кровь, и создание пречистых рук Твоих». И вот, в то время, когда молилась святая, послышался голос с небес, призывающий её и Иулианию в небесную обитель и обещающий ей исполнить просимое…

И шли на смерть обе мученицы – Варвара и Иулиания с радостью великою, желая скорее разрешиться от тела и вознестись ко Господу. Дойдя же до назначенного места, агница Христова Варвара преклонила под меч свою голову и была усечена руками немилосердного отца, так что и в этом случае сбылось по Писанию: «отец предаст на смерть дитя своё».

А святую Иулианию казнил мечом другой воин, так что и она до конца совершила подвиг свой. И в ликовании вознеслись их святые души к жениху своему Христу, и на встречу Ангелам и самому Владыке, с любовью принявшему их.

Диоскора же и правителя Мартиана поразила внезапная Божия кара. Разразившаяся в это время молния убила одного из них в то время, как он спускался с горы, а другого – сидящего в доме своём и сожгла их так, что и праха их не нашлось…

В том городе жил один благочестивый человек, именем Галентиан, который, взяв останки святых мучениц, перенёс их в город, предал их погребению с подобающей честью и построил над ними церковь, в которой и стали происходить многие чудные исцеления от мощей святых мучениц по молитвам их, благодатью же Отца, и Сына, и Святого духа, Единого в Троице Бога, Ему же слава во веки веков. Аминь.

* * *

Святые Варвара и Иулиания пострадали около 306 г. В IV же или в VI веке (с точностью неизвестно) мощи св. великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь, где во имя её был построен величественный храм императором Львом Мудрым (886–912 гг.). В 1108 г. св. мощи великомученицы были перенесены из Царьграда в Киев греческой царевной Варварой, дочерью Алексея Комнина, вышедшей замуж за великого князя киевского Святополка II (Михаила) Изяславича, правнука св. князя Владимира, и положены были в Злато-Верхо-Михайловском монастыре, основанном Святополком. Издревле во всей России распространено было почитание св. великомученицы Варвары и много было посвящено храмов имени ее, от которых получали свои названия и прилегающие к ним местности.

«Разуму твоему, мудрая дево, дивящеся, глаголем, – воспевает Церковь св. великомученице Варваре, – радуйся, паче старец идолослужительных разумнейшая! Радуйся, паче мудрецов мира мудрейшая! Радуйся, яко тебе безвестная и тайная премудрости Своея Бог явил есть. Радуйся, всех звездочётцев умом Христовым превзошедшая. Радуйся, явственнее паче онех небесный круг прозревшая. Радуйся, яко в твари, аки в зерцале, Самого Творца усмотрела еси. Радуйся, яко в созданных светилах несозданный свет узрела еси!»

«Радуйся, незлобивая голубице, от земнаго врана в покров небеснаго Орла прилетевшая. Радуйся, младому еленю на горах ароматских уподобившаяся. Радуйся, горняя паче дольних, восхождения в сердце твоем полагающи, возлюбившая. Радуйся, чрез земную темницу в небесный чертог светло вшедшая. Радуйся, от кровей твоих брачную одежду тебе исткавшая! Радуйся, яко тобою от нечаянныя и вечныя смерти сохранени быти уповаем!»

«Услышавши, Варваро, небеса поведающа славу Божию, на земли Бога славити возжелала еси: Егоже славы и нас сподоби!»

«Яко шипок краснейший из терновнаго израсла еси корене, дево Варваро, твоею за Христа излиянною обагрившеся кровию, и ныне Божественную твою память совершающыя любовию спасай от бед!»

Мощи св. великомученицы Варвары в настоящее время почивают в Киеве, в монастыре св. архистратига Михаила. В 1108 г. дочь греческого императора Алексея Комнина – Варвара, отправляясь из Константинополя в Россию для вступления в брак с киевским князем Святополком – Михаилом Изяславичем, взяла с собою и мощи св. великомученицы Варвары. Часть мощей св. великомученицы Варвары находятся в Москве, в храме её имени на Варварской улице.

Много чудес источали и источают св. мощи великомученицы Варвары. Преосвященный архиепископ Черниговский Лазарь Баранович (жил в XVII века), сам получивший исцеление от тяжкой болезни при честных мощах великомученицы, в слове своём, на 4-е декабря, прославляет её, как целительницу недугов.

Игумен Свято-Михайловского Киевского монастыря, иеромонах Феодосий (Сафанович), в своём сказании о чудесах, бывших от мощей великомученицы, между прочим говорит: «В 1665 году прибыл ко мне благочестивый гражданин Слуцкий и, принесши из серебра руку, просил повесить её при св. мощах великомученицы Варвары. На мой вопрос: для чего он это делает? Он по совести отвечал: “От тяжкой болезни у меня так скорчило руку, что я не мог разогнуть её. Страдая сей тяжкою болезнью, вспомнил я, что при мощах великомученицы подаются исцеления, усердно помолился ей об исцелении моей руки и дал обет сходить на поклонение св. мощам её. Вскоре помощью св. варвары скорченная моя рука исцелилась. Теперь, исполняя свой обет, пришёл я с благодарением поклониться св. мощам и, в знак благодарности за исцеление моей руки, принёс сию серебряную руку».

Тот же игумен Феодосий говорит: «В 1660 году, во время междоусобной войны, тревожимый размышлениями о скудости своего монастыря и об опасностях, грозивших инокам, я уснул, и вот мне снится, будто стою у св. мощей великомученицы Варвары и вижу её лежащей в елее масличном, которым исполнена была рака. Святая сказала мне: “Не смущайся, я с вами”. Пробудившись, я начал объяснять себе, что в Священном Писании елей означает милость; стало быть, наполненная елеем рака великомученицы означает, что св. её молитвами в нашем монастыре не будет опасности и недостатков, но сохранение от бед и полное во всем довольство, что и исполнилось на самом деле».

Киевский гражданин Иоанн заболел тяжкой горячкою (1670 г.); на болезненном одре он вспомнил о чудесных исцелениях, совершающихся при мощах великомученицы. Но так как по причине тяжкой болезни он не мог сам встать с постели, то и упросил одного из своих знакомых отправиться в Свято-Михайловскую церковь и взять там воды, возливавшейся на руку св. Варвары. Больной в это время был в таком жару, что и язык его ссохся. Родственники советовали ему выпить чего-либо прохладительного. Но он отвечал им: «аще бы мне и умрети, не имам пити ничесоже, дóндеже принесена будет вода от руки святыя великомученицы»; такую он имел веру к святой. И эта вера больного в помощь великомученицы скоро оправдалась. Когда вода от руки великомученицы была принесена, он с молитвой немного выпил ее и вскоре заснул, и во сне явилась ему, будто бы в церкви св. архистратига Михаила, прекрасная девица и сказала: “Я мученица Варвара. Многие не верят, что мощи мои в сём Свято-Михайловском монастыре истинны: в знамение же сего, уже здрав еси”. Сказавши это, святая положися сама в раце своей на украшенном месте стоящей. С этим видением кончилось, – и Иоанн проснулся и почувствовал себя совершенно здоровым, аки бы нимало не болел. Слух о сём чудесном исцелении Иоанна вскоре распространился по Киеву и все прославили Бога, дивного во святых своих. Чудо это было в 1670 году.

Не менее поразительные чудеса совершились и в последующее время. Так, в 1710 году, во время страшного и смертоносного поветрия в Малороссии, когда 10 месяцев сряду свирепствовала чума, когда в Киеве и окрестных селениях целые улицы и монастыри опустели, губительная язва не коснулась Михайловской обители, и никто из братьев её не умер, хотя ворота монастырские были открыты для всех приходящих. То же замечено было и при второй чуме 1770 года, и несколько раз в наше время, при холерных эпидемиях, чудесная сила мощей св. великомученицы известна не только жителям города Киева, но и всем чтущим св. Варвару.

При её мощах недостаёт честной главы, отсечённой нечестивым родителем её, Диоскором, и левой руки, которая издавна находилась в Греции. При Киевском митрополите Петре Могиле, принесена была рука в Польшу переселившимся туда греком от царского рода Кантакузенов, доктором Мозелем и положена в Братской церкви Волынского города Луцка. Отсюда руку св. великомученицы похитили жиды, раздробили и старались сжечь её в горячей печи; но злодейство нечестивых обнаружилось, и раздробленная ими святыня вложена в ковчег и Луцким епископом Гедеоном внесена в кафедральную его церковь. После, когда Гедеон, гонимый униатами, переселился в Киев, он взял с собою и святыню и положил её в соборном Софийском храме, где она находится и теперь.

Ежегодно 4 декабря – в день, посвящённый празднованию св. великомученицы, мощи её торжественно обносятся вокруг церкви Михайловского монастыря при многочисленном стечении народа. В начале XVIII столетия Киевский митрополит Иоасаф Кроковский составил акафист великомученице и установил петь оный еженедельно по вторникам перед литургией, что и до сего времени неизменно совершается.

В заключение своей речи ещё раз извлечём из назидательной жизни св. великомученицы Варвары уроки для собственной нашей жизни. Св. Варвара мужественно преодолела все препятствия на пути к Царству Небесному. Ничто не могло отклонить её от Христовой веры; все принесла она в жертву Господу: и молодость, и красоту, и любовь к родителю, и богатство, и удовольствия, и, наконец, саму себя; и этим ясно доказала, что для истинно верующих христиан, ищущих сердечно спасения души своей, все возможно. Так и должно быть между нами, христианами. Нам не предстоит бороться с почитателями идолов, но искушения в твёрдости веры предстоят нередко каждому из нас и теперь; и наше время к прискорбию, страждет своего рода заблуждениями также гибельными и опасными: вера в Иисуса Христа Сына Божия в наше время заметно ослабевает, ложные учители стремятся погасить светильник веры и благочестия, и сыны нынешнего века близки к язычеству. А потому нам нужно твёрдо ограждать святое достояние православия нашего, как многоценное, ничем незаменимое сокровище; для этого необходимо не только с полным вниманием слушать в церкви, но и дома по возможности читать чаще Священное Писание, особенно же Евангелие, в котором содержится жизнь и учение нашего Господа Иисуса Христа, да будем мужами совершенными по вере, и не младенцами колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4:13–14). Знатность рода, высокое образование, богатство, телесная красота, все удовольствия жизни, все блага земные – все это должно употреблять во славу Божию и во благо ближним, лишь бы только сохранить в чистоте свою веру и любовь к Спасителю. Не напрасно святая Варвара пожертвовала всем для веры Христовой и испила горькую чашу страданий за имя Христово: память великой страстотерпицы ублажается св. Церковью и будет ублажаться в роды родов, а ещё более слава её на небесах, в чертоге возлюбленного её Жениха Христа. Столь же вожделенная награда ожидает и каждого христианина, если он будет любить Господа Иисуса Христа выше всего земного, если он будет стоять в вере твёрдо и непоколебимо.