Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память о преп. Николае, бывшем воине

 Память о преп. Николае, бывшем воине

Преподобный отец Николай, так говорит древнее Славянское сказание, был сперва воином и начальником воинов. Когда имп. Никифор открыл войну с Болгарами, Николай также отправился «с воими». – Выражение сказания: «изыде и ть с воими», само указывает на то, что Николай был начальником особого, не Греческого, войска. Поскольку же сказание писано Славянином, на Греческом же оно вовсе неизвестно, а Славянину естественно говорить о Славянине: то ясно, что блаженный Николай был Славянин и начальник Славянских дружин. Для империи это было естественно: она обыкновенно нанимала для войны Славянские дружины; ) тем более при Никофоре, когда делали усиленный набор войска, без Славянских вольных дружин не могли обойтись. – Так блаж. Николай отправился в поход со Славянскими дружинами. Во время похода остановился он на ночь в гостинице. Повечеряв с гостинником, лёг он спать. В глубокую ночь тихо подходит к его постели дочь гостинника и, разбудив его, увлекает похотью, вызывает его на блуд. – «Перестань, девушка, не оскверняй девства своего», говорил ей воевода. Устыдившись, отошла она от него; но потом, спустя немного времени, опять подходит к нему с прежним грешным желанием. – Он опять отослал её от себя. И в третий раз приходит она, распалённая похотью. «Несчастная! говорит ей воевода, как не понимаешь ты, что, погубляя девство твоё, становишься ты предметом смеха и презрения людей и погубишь душу твою? Потом не видишь ли ты, что я иду на сражение? Как же оскверню я тело моё, когда перед глазами смерть»? Девушка ушла со стыдом. Когда настал день, воевода, встав, помолился Господу и отправился в путь свой. В следующую ночь во сне видит он себя в каком-то святом месте и близ себя сильного мужа, с правой ногой лежащей на левой. «Видишь ли войска, одни против других»? спрашивает неизвестный. «Да, господин, вижу Греки берут верх над Болгарами». «Смотри же сюда», говорит неизвестный, и положил левую ногу на правую. Праведный воевода видит, – Болгары поправились и нещадно крошат Греков. Когда кончилось сражение, неизвестный говорит: «смотри пристально на лежащие трупы. Тот смотрит и видит всё поле покрытое трупами; только одно место не занято ни кем. Тогда сильный говорит ему: «как ты думаешь об этом»? – Не понимаю, что это значит, сказал воевода. «Пустое это место, продолжал тот, готово было для тебя; но за то, что в прошлую ночь победил ты три раза поднимавшуюся против тебя похоть скверную, ты избавлен от смерти. Затем, ты послужишь мне». – Праведный Николай, услышав это, пришёл в ужас и, вскочив с постели, стал молиться.

Война шла точно так, как видел во сне праведник. Июля 20-го 811 г. император вступил в Болгарию и быстро брал города Болгарские; взят был даже дворец князя Грубоша, и Никифор велел положить печати свои на дорогие вещи князя, считая их своей собственностью. Войскам приказано было беспощадно предавать смерти всех: старцев, детей, жён. Грубош, не приготовленный к войне, и раз и два просил мира. Император хотел раздавить Болгарию. Армия его расположилась на долине, окружённой горами. – Грубош приказал быстро занять все ущелья гор и загородить выходы крепкими засеками. В двое суток выполнена была воля его. Июля 25 Болгары зажгли леса на горах и ночью спустились на равнину густой массой. Грекам не было спасения ни откуда. Войско было истреблено, все военные начальники пали, император также убит; сыну его удалось спастись от общего истребления, но весь израненный он прожил только год; обозы, оружие, государственная казна, сокровища императора стали собственностью Болгар.

Праведный Николай, увидав выполнение видения своего, возблагодарил Господа за своё спасение. Прямо с сражения, в слезах о павших воинах своих, отправился он в монастырь. Приняв схиму, служил он Господу усердно несколько лет. Успехи его в духовной жизни были таковы, что он был одним из прозорливых и великих отцов.

Примечания
1* Сказание читается в харатейной минее Пшинского монастыря XIV в. Древний текст его нап. в изв. акад. VIII, 154–156. То же самое, с немногими переменами в словах, – в печ. прологе и в четье-минее на 23 декабря.
2* Принимая во внимание древность рукописей, где встречается назидательное сказание, и соображаясь с историческими обстоятельствами Болгарии, можем с уверенностью положить, что сказание о праведном сочинено при ц. Ясене. По словам Акрополита Ясень старший «говорил о себе, что он вознаграждает ущербы нанесённые Болгарии имп. Василием и как тот назывался истребителем Болгар, так он – истребитель Греков». Сын Ясена старшего подражал отцу, восстановлял народность Болгарскую, собирал в Тернов мощи святых Славян. Некоторая неточность сказания о св. Николае также указывает на то, что оно писано около 1230 г.
3* Напр. в 711 г. император нанимал 3000 Болгар для защиты империи. Чертков о войне Святослава, стр. 142. Другие свидетельства у Тафеля, de Thessalonica р. 513.
4* Так описывают войну Феофан chron. 329–330. Зонара lib. XV, 98. Кедрин hist. η. (2, 481 s.), Гликас, Манасси (у Черткова, стр. 82), Славянский пролог: «сила все убиством погибель бысть, тако и с царем Никифором. Богу попустившу, мало нечто возвратившесе от них», или, как в Четьи-Минее «едва точию сам царь Никифор с малою дружиною убежати возможе». Но все историки говорят, что Грубошь из царского черепа сделал чашу; Георгий Амартол прибавляет одно замечание: «никто не мог сказать ясно, как убит царь». Хроника, стр. 677. В Греческой минее под 23 июня: «воспоминание о христианах, скончавшихся в Болгарии при царе Никифоре». В Серб. синаксаре 1340 г. под 23 июня такое сказание: при Никифоре цари, отци Старожнове (Ставракия), в девятое лето царства его, ськлучися рати быти Грьком Болгары; абие цареви по дрьжаве победившу и посем победою вьзнесьшуся и пищи и питию вьзьприлежншу уставльшеся при Угрех Бльгаре и нощию на Грьчскыя воя нападше, самаго же царе и спньклита всего и воя, не стрегомыя сущя яша и много убииство в них сотворша, не пощадешя ни единаго же, ни того самого царя. Откуда бы елико язы прияша, абие не преставлыпеся от жития, на густоя горы вьзбегьшя избыша: а елико же их ято бысть живо, не хотящи Христа отврыцися, се убо нюдими беху от безбожвых в различные и злые сьмрьти вложенп быша и мучения венец прияша». Гласвик XVI, 39. 40. Зап. акад. VI, 109. По этому Греческому сказанию Болгары принуждали пленных отказаться от веры и многие из Греков успели спастись в лесах, на горах, – тогда как царь, вся свита его, огромное число войска – погибли.