† Преставление св. Даниила, архиепископа Сербского
Блаженный Даниил был муж высокий по уму и просвещению, по строгой жизни и по любви к отчизне.
Сын богатых родителей и остававшийся единственным у них по смерти братьев, он был любимым сыном их; по любви не хотели они изнурять его учением, но он сам упросил их поручить его хорошему учителю и скоро оказался даровитым и лучшим учеником. По окончании учения он принят был на службу при дворе короля Милютина. Король полюбил его и отличал своим вниманием; но почести не увлекали за собой сердца его. Раз, сопровождая короля, посещавшего Сопочанский монастырь, беседовал он в обители с старцем иноком о душевном спасении и, вслед затем, скрылся в Кончульскую обитель, где и принял иночество. Евстафий архиепископ (1286–1304 г.), узнав о его иноческой жизни, по совещании с королём, посвятил его в иеромонаха и потом в игумена Афонской Хиландарской обители. Тут он проводил время в посте, молитве и подвигах. Так прошло довольно времени. И вот поднялась на Афоне буря: изгнанные из Палестины крестоносцы и поселенные из милости в Романии начали буйствовать, как достойные ученики папы; к разным мерзостям своим присоединили они и то, что вздумали совсем поселиться на Афоне, чтобы жить на счёт монастырей Афонских. Они грабили монастыри, не щадя никакой святыни. Хиландар был осаждён. Так как от злодейств крестоносцев сбежались в монастырь и слуги его, то скоро оказался недостаток в содержании; многие из братии, спасаясь от голода, попались в плен и лишены жизни. Крестоносцы ломились в обитель вооружённой рукой; но были отражены. Хиландарский игумен поступал не по мыслям гуманного социализма. Почему бы не отдать всего этим людям, т. е. тем, которые не хотели принять на себя никакого труда, а желали жить на счёт других, да и ещё делать мерзости? Но видно, социализм, проповедуемый ныне, – вовсе не новизна, а давно известный грех, строго преследуемый зрелым умом. Отец Даниил, сделав распоряжение об имуществе и защите обители, явился к королю Милютину. Король удерживал его при себе до окончания осады; но он, получив пособия, поспешил к несчастной обители и с трудом пробрался в неё; он купил корабль пшеницы и нанял несколько воинов для охранения обители. Три года и 3 месяца св. Гора была в осаде, пока Милютин не разогнала бродяг франков.
По окончании осады Даниил перешёл в Карею. Когда поднялись неудовольствия между королями братьями – Драгутиным и Милютиным, Даниил, посвящённый в епископа Баньского, был посредником-миротворцем между братьями и, отклонив войну, убедил Драгутина отказаться навсегда от предприятий, оскорбительных для чувств христианских. Совершив христианское дело, Даниил возвратился в любимое Карейское уединение. Потом он же, по просьбе страдальца королевича Стефана, принимал живое участие в примирении отца с сыном. После того Даниил собрался было отправиться в Иерусалим; во король, призвав его к себе, назначил ему покойное пребывание в патриаршей обители. По избрании блаж. Никодима в архиепископа, предоставлена была Даниилу Холмская кафедра. Он был свидетелем смерти короля Милютина. Новый король Стефан любил его ещё более, чем отец, так как живо чувствовал признательность за участие его в избавлении из заточения. Когда двоюродный брат короля Владислав склонил Болгарского князя в свою пользу и против короля, в совете вельмож Стефана положили: дело посредника успешнее других может совершить Холмский епископ Даниил и – блаж. Даниил счастливо исполнил поручение в Константинополе и у Болгарского князя. – Не взирая на почести и знаки любви, которыми осыпал король блаженного Даниила, Даниил снова удалился в Афонское уединение.
По смерти блаж. Никодима Сербский собор (в 1325 г.) избрал Даниила в архиепископа. В этом звании Даниил ревностно заботился об обращении к православию Богомилов, живших около Прилепа, равно как с успехом отражал нападения папы. – Во время войны Болгарской (1330 г.) он оставался при королеве для советов. Сербия одолжена была ему построением многих храмов и разведением виноградников, Он венчал на королевство Душана, хотя и со скорбью за его отношения к отцу. Блаженный Даниил, при любви к Господу, любил просвещение и отчизну свою. Он собирал сведения о прошлом Сербии и написал Родослов, где в первой части красноречиво описал дела Сербских властителей, а во второй – жизнь Сербских первосвятителей. Блаженно почил 19 декабря 1338 г.. Сербская Церковь поёт ему: «чудо явився извещения (по повествованию), делами добродетелей Божиих воссиял еси, монашествующих лики упасл еси, архиерейская седалища утвердил еси, еретическаго нападения не усуминився, Церковью Христовою управляя, преподобне отче Данииле, премудре: уснул еси, яко спя, тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть и подает цельбы болящим от различных недугов и демоны прогоняет. Сего ради молим тя, моли спастися душам нашим».