Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление св. Даниила, архиепископа Сербского

 Преставление св. Даниила, архиепископа Сербского

Блаженный Даниил был муж высокий по уму и просвещению, по строгой жизни и по любви к отчизне.

Сын богатых родителей и остававшийся единственным у них по смерти братьев, он был любимым сыном их; по любви не хотели они изнурять его учением, но он сам упросил их поручить его хорошему учителю и скоро оказался даровитым и лучшим учеником. По окончании учения он принят был на службу при дворе короля Милютина. Король полюбил его и отличал своим вниманием; но почести не увлекали за собой сердца его. Раз, сопровождая короля, посещавшего Сопочанский монастырь, беседовал он в обители с старцем иноком о душевном спасении и, вслед затем, скрылся в Кончульскую обитель, где и принял иночество. Евстафий архиепископ (1286–1304 г.), узнав о его иноческой жизни, по совещании с королём, посвятил его в иеромонаха и потом в игумена Афонской Хиландарской обители. Тут он проводил время в посте, молитве и подвигах. Так прошло довольно времени. И вот поднялась на Афоне буря: изгнанные из Палестины крестоносцы и поселенные из милости в Романии начали буйствовать, как достойные ученики папы; к разным мерзостям своим присоединили они и то, что вздумали совсем поселиться на Афоне, чтобы жить на счёт монастырей Афонских. Они грабили монастыри, не щадя никакой святыни. Хиландар был осаждён. Так как от злодейств крестоносцев сбежались в монастырь и слуги его, то скоро оказался недостаток в содержании; многие из братии, спасаясь от голода, попались в плен и лишены жизни. Крестоносцы ломились в обитель вооружённой рукой; но были отражены. Хиландарский игумен поступал не по мыслям гуманного социализма. Почему бы не отдать всего этим людям, т. е. тем, которые не хотели принять на себя никакого труда, а желали жить на счёт других, да и ещё делать мерзости? Но видно, социализм, проповедуемый ныне, – вовсе не новизна, а давно известный грех, строго преследуемый зрелым умом. Отец Даниил, сделав распоряжение об имуществе и защите обители, явился к королю Милютину. Король удерживал его при себе до окончания осады; но он, получив пособия, поспешил к несчастной обители и с трудом пробрался в неё; он купил корабль пшеницы и нанял несколько воинов для охранения обители. Три года и 3 месяца св. Гора была в осаде, пока Милютин не разогнала бродяг франков.

По окончании осады Даниил перешёл в Карею. Когда поднялись неудовольствия между королями братьями – Драгутиным и Милютиным, Даниил, посвящённый в епископа Баньского, был посредником-миротворцем между братьями и, отклонив войну, убедил Драгутина отказаться навсегда от предприятий, оскорбительных для чувств христианских. Совершив христианское дело, Даниил возвратился в любимое Карейское уединение. Потом он же, по просьбе страдальца королевича Стефана, принимал живое участие в примирении отца с сыном. После того Даниил собрался было отправиться в Иерусалим; во король, призвав его к себе, назначил ему покойное пребывание в патриаршей обители. По избрании блаж. Никодима в архиепископа, предоставлена была Даниилу Холмская кафедра. Он был свидетелем смерти короля Милютина. Новый король Стефан любил его ещё более, чем отец, так как живо чувствовал признательность за участие его в избавлении из заточения. Когда двоюродный брат короля Владислав склонил Болгарского князя в свою пользу и против короля, в совете вельмож Стефана положили: дело посредника успешнее других может совершить Холмский епископ Даниил и – блаж. Даниил счастливо исполнил поручение в Константинополе и у Болгарского князя. – Не взирая на почести и знаки любви, которыми осыпал король блаженного Даниила, Даниил снова удалился в Афонское уединение.

По смерти блаж. Никодима Сербский собор (в 1325 г.) избрал Даниила в архиепископа. В этом звании Даниил ревностно заботился об обращении к православию Богомилов, живших около Прилепа, равно как с успехом отражал нападения папы. – Во время войны Болгарской (1330 г.) он оставался при королеве для советов. Сербия одолжена была ему построением многих храмов и разведением виноградников, Он венчал на королевство Душана, хотя и со скорбью за его отношения к отцу. Блаженный Даниил, при любви к Господу, любил просвещение и отчизну свою. Он собирал сведения о прошлом Сербии и написал Родослов, где в первой части красноречиво описал дела Сербских властителей, а во второй – жизнь Сербских первосвятителей. Блаженно почил 19 декабря 1338 г.. Сербская Церковь поёт ему: «чудо явився извещения (по повествованию), делами добродетелей Божиих воссиял еси, монашествующих лики упасл еси, архиерейская седалища утвердил еси, еретическаго нападения не усуминився, Церковью Христовою управляя, преподобне отче Данииле, премудре: уснул еси, яко спя, тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть и подает цельбы болящим от различных недугов и демоны прогоняет. Сего ради молим тя, моли спастися душам нашим».

Примечания
1* Житие Даниила, описанное учеником его, известно и Раичу (II. 544) – в музее Румянцева, стр. 157. Извлечение из него – в Гласнике VI, 35–41.
2* Житие кр. Милютина говорит о Милютине: «в юности своей имел воспитателя и наставника блаженного во архиепископех Сербских Даниила мужа свята и преподобна» (Сербляк л. 55). Но Милютин († 1320 г.) был много старше Даниила († 1338 г.) Потому невероятно, чтобы последний был воспитателем первого.
3* Так говорит ученик Даниила. По его известию, сличённому с грамотой Милютина и родословом, это нападение Франков на Афон окончилось в 1296 г. Феодул магистр, известия которого напечатаны in Anecdota Boissonadi II, 226, относил разорение Афона Каталонцами к 1308 году. Но преимущество остаётся. за современниками.
4* Слова Даниила в Зап. геогр. общ. XIII, 302. Гласник VI. 38. Даниил говорит, что при погребении кор. Елены († февр. 6-го 1306 г.) был он в звании Баньского епископа.
5* Летоп. в Гласнике V, 57. Даниил у Раича II, 421. 422. Так как при погребении кв. Елены в февр. 1306 г. Даниил был уже Баньским епископом, то примирение Драгутина с Милютиным и матерью совершено, без сомнения, в 1305 году.
6* Известие Даниила у Раича II, 531–533. Гласник VI, 40.
7* Гласник VI, 39.
8* Известие ученика у Раича II, 545.
9* Гласник VI, 40.
10* Григоровича, стр. 17–21.
11* Служба: «святителю Христов, Божественных преданий учителю, тебе, яко истинного пастыря Христос показал есть словесному стаду, Сербским людем, ихже и от соблазнов спасл еси и укрепил их быти в православии».
12* Раича II, 569.
13* Раича II, 379. Гласник VI, 41, V, 57.
14* Раича II, 590. 601. 603.
15* У Григоровича (путеш. 19) Евангелие 1329 г., писанное «повелением преосв. госп. архиеп. всех Срьбских земль и Поморских кир. Данила, тогда владычествующа на престоле св. святителя кир Саввы». Майкову (стр. 50) известен перевод Кормчей, приписываемый арх. Даниилу.
16* Родослов в музее Румянцева, стр. 155–157. Подлинник в Хиландаре; три списка в Карловцах и Львовской университетской б-ке. Ученик Даниила: «провозвести жития Богоугодная господий своих, – благоверных царей земль Сербских – и паки по сих благая действа жизни непорочныя преосвященных архиепископов». После Даниила писались только заметки по годам, краткие летописи. У Шафарика (в памятниках) изданы три летописи: одна оканчивается 1453 годом, другая – 1503 г., третья, изданная по 8 спискам, переходит, по некоторым спискам, в ХVII столетие. Троношская летопись, изданная в 5 ч. Гласника, отличается полнотой и в составителе её видно желание излагать события в их связи. Она оканчивается первой четвертью XVI стол. Ещё краткая летопись в Латинском переводе В Псячевича издана – в «ар.» Кукучевича 3, 3–30. Кроме краткости и сухости известий, в Сербских летописях видна ещё одна странность: хронологические показания их большей частью неверны.
17* Раича II, 614. По известию о первосвятителях (Гласник VI, 41) Даниил был архиепископом 14 лет и 3 месяца. По Сербскому уставу (Гласник XI) «дек. 19 престависе архиепископ Даниил». Предшественник его Никодим умер в мае 1325 г., см. авгус. 30.
18* Сербляк л. 174.