Святого Григория, архиепископа Омиритского
Когда Ефиопский царь Елезвой победил и казнил (в 528 году) возмутившегося против него Омиритского (в южной Аравии) царя жидовина и лютого гонителя христиан Дунаана, то просил у Александрийского патриарха Астерия посвятить во архиепископа Омиритского достойного пастыря. Астерий, по бывшему ему откровению, возвёл в сей сан диакона Григория, из Медиолана, мужа премудрого, словесного и добродетельного, хорошо знавшего Ветхий и Новый Завет, который за свою святую жизнь сподобился многих видений. Во время рукоположения его во архиепископа, благодать Божия видимо присутствовала на Григории, у которого лицо просветилось, а от одежды его исходило благоухание.
Св. архиепископ Григорий совершил помазание на царство избранного Елезвоем Аврамия в столице Омиритской страны Дафаре в соборной церкви Пресвятой Троицы, и был духовным отцом царя Аврамия, и советником его во всём. Блаженный Григорий поставил по городам страны епископов и советовал благочестивому Аврамию повелеть всем находящимся под властью Иудеям и язычникам креститься, а непокорных – преследовать. Когда вышло такое повеление, то многие из язычников, с жёнами и детьми, обратились ко Христу. Но знатнейшие и искуснейшие в своём законе Евреи, озабоченные после такого распоряжения царя, собрались из всех городов страны в столицу и составили тайное совещание о том, что им делать, чтобы, держась старого закона, избегнуть преследований. Обсудив много различных предложений, они, по совету некоего Ервана, мудрейшего учителя закона, знающего весь Ветхий Завет и не несведущего также и во внешнем любомудрии, решили подать царю просьбу, в которой предложить ему и епископу Григорию выбрать из своих учителей, кого хотят, для состязания с ними о законе. «Если убедят нас действительно», говорил Ерван, «то тотчас после испытания сделаемся христианами, а если не убедят, то и сами познают, что несправедливо заставляют нас отступать от закона нашего». Просьба была подана царю, и Евреям была дана отсрочка на сорок дней для приготовления к состязанию.
Между тем царь, по совету блаженного Григория, принял некоторые благие меры для улучшения гражданского быта своих подданных и общественной безопасности, а сам Григорий принял на себя заботу письменно изложить самые необходимые законы для страны. Устроены были странноприимницы, приюты для старых и нищих, каковые заведения обеспечены были пособиями из царской казны; сироты были также призираемы на государственный счёт. Столичный город был разделён на тридцать шесть участков, из коих в каждом был особый пристав со своим управлением, на которых лежала обязанность иметь список домов и означение границ владения каждого лица, и вместе наблюдение за поведением граждан. Подобные учреждения распространены были и по всему государству. А изложение законов, составленное Григорием архиепископом, заключается в шестидесяти четырёх статьях: писано от имени царя. Начало таково: «когда наш Искупитель и всесильный Бог, по неизреченной благости и человеколюбию Своему, призрел на наше смирение и поставил нас на высоту царской власти, то и мы не должны остаться неблагодарными к своему Благодетелю, но, по силам нашим и способностям, воздавать Ему. Потому что не просто для чести только и славы Он возвеличил нас, даровавши нам славную державу Омиритов, но, очевидно, для того, чтобы, повинуясь Его непорочным заповедям, со страхом, и трепетом, и радостью мы исполняли повеленное Им, этим самим наиболее благодетельствуя себе самим, не только в нынешнем веке, но и в будущем. Так и Бог, давая Моисею заповеди Свои и законы во время исшествия из Египта, сказал ему о народе: аще слухом услышиши глас Господа, Бога твоего и угодная перед Ним сотворити, всяку болезнь, юже наведох Египтяном, не наведу на тя (Исх. 15:26). Посему и мы, чтобы, подобно Египтянам, не испытать праведного гнева Божия, будем со страхом исполнять Его волю». Списки законов были вручены в церкви, после торжественного прочтения, сановникам самим царём.
По истечении сорока дней, данных Евреям для приготовления к состязанию о вере, явились они в великом числе, имея с собой раввинов, хорошо знающих закон и приготовившихся к прению. Происходило же прение в Треллете – обширном царском дворце, в столичном городе Дафаре, в виду стёкшегося бесчисленного множества народа. Когда царь со всем своим синклитом и архиепископ со священным собором заняли свои места, то предстали и Евреи со своими книжниками и учителями закона и выставили перед собой Ервана, как началовождя своего. Подан был знак к тишине и молчанию, и началось совопрошение и прение между святым Григорием и Ерваном.
Состязание продолжалось несколько дней, и блаженный Григорий отвечал на все вопросы и доказывал ссылками на книги Ветхого Завета, на которых зиждется вся вера Евреев, преимущества Нового Завета. В ночь перед последним днём состязания Ервану было видение во сне: Моисей со страхом предстоял Христу и кланялся Ему и предсказал Ервану, что в наступающий день будет побеждён. Но смущённый этим видением Ерван, ободряемый своими, всё ещё надеялся.
С наступлением дня началось снова прение. И помощью Духа Святого, действовавшего устами святителя, сторона противников ослабевала, а христианская одолевала; но в ослеплении злобы Евреи всё-таки ратовали против истины. Нужно было святителю подтвердить истину слов своих силой веры и чудесным знамением, ибо после того, как святитель показал несовершенство закона ветхого и то, что он только руководил ко спасению во Христе Иисусе, верой в Которого спасались и ветхозаветные праведники, Ерван, в конец ослабевши и не имея что сказать вопреки, воскликнул: «для чего тратить время в длинных рассуждениях и гаданиях? Я разрешу спор. Архиепископ! Если хочешь, чтоб я без лукавства уверовал в Иисуса твоего и признал, что он есть истинный Бог, – то покажи мне Его живого, чтобы я повидал Его и говорил с Ним. Тогда только признаю себя побеждённым и сделаюсь христианином!»
Когда Ерван сказал это, Евреи возопили на него: «умоляем тебя, учитель наш, не прельщайся, не делайся христианином, но мужайся и крепись в истине! Сам знаешь, что нет ничего истиннее и достовернее, как Бог отцов наших». Ерван же с гневом отвечал: «что вы говорите пустое? Если он уверит меня, что Он именно Тот, о Котором предсказывали пророки, то чего ещё нужно?» Архиепископ, видя, что Ерван говорит искренно и нелицемерно, сказал ему; «великого ты просишь, и не с человеком имеешь прение, а с Богом; но для уверения твоего и братии твоей и утверждения верных может Господь и это сделать. Скажи-ж мне окончательно, какого заверения и свидетельства желаешь ты». Ерван отвечал: «умоли своего Владыку, если Он на небесах, пусть сойдёт сюда и явится мне и беседует со мной! Жив Господь, что тотчас уверую в Него и крещусь». Тогда и все Евреи воскликнули: «архиепископ! Покажи нам истину слов твоих на деле, яви нам Христа твоего, и тогда беспрекословно уверуем в Него!» И не отставали, требуя, чтоб архиепископ чувственно показал им Христа, если Он действительно жив после распятия и смерти. Потом говорили между собой: «если покажет нам Христа, то что будет! Тогда и против воли должны мы сделаться христианами». Другие говорили: «если покажет Его нам, то почему нам не уверовать в Него?» Иные же: «как можно показать того, кто умер насильственною смертью, и когда столько уже прошло лет, как он скончался? Где теперь тело и душа его?» Архиепископ, обратив внимание на величие дела, и, видя неотступное настаивание противников, всё упование возложил на Господа и мыслил в себе, что если не помолиться Владыке Христу об исполнении прошения их, то сторона противников восторжествует, Евреи, как победители, будут поносить христиан. И сказал Евреям: «если угодно будет Христу моему, то без сомнения покажу Его вам. Но знайте, что если покажу Его вам, и вы не захотите веровать в Него, то немедленно погибнете от меча. А если, по своему недостоинству, я не возмогу умолить Господа моего, то можете поступать, как вам угодно». Услыша это, Евреи печалились и радовались. Печалились потому, что сомневались и думали – не покажет ли им Христа в самом деле, так что против воли нужно будет веровать в Него; радовались в надежде, что не покажет, и тогда и они останутся свободными в своём суеверии. И Ерван и другие учители закона приняли слова архиепископа с удовольствием. Они рассуждали в себе так: «никоим образом невозможно, чтобы человек, отцами нашими преданный на смерть, умерший и запечатлённый во гробе, потом украденный своими учениками, жив был и теперь, больше чем через пятьсот лет.
А святой отец наш Григорий, ведая обещание Господа: если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17:20), – эти слова помня и имея несомненную веру в Бога, с упованием встал со своего седалища и отступил немного на место, удобное к молитве. Царь же со всем верующим народом дивился его великому дерзновению и вере и со страхом ожидал, что последует. А святитель стал на молитву и, трижды поклонившись до земли, потом, вставши и распростёрши руки, долго молился вслух всех. И в молитве вспоминал все тайны воплощения Бога Слова и всю земную Его жизнь, крест и смерть, тридневное воскресение и вознесение с плотью на небеса. Наконец сказал: «яви Себя, Владыко, чувственно сим окамененным и ослепленным злобою людям, яви Себя ради славы святого имени Твоего! Пусть телесными очами узрят они животворное Твое человечество, в которое, ради нас смертных, Ты облёкся и с ним вознёсся на небо! Чтобы они, увидевши Тебя, уверовали в Тебя истинного Бога, и в пославшего Тебя истинного Отца, и в Святого Духа Твоего!»
Когда он кончил молитву, внезапно сделалось трясение земли, раздался гром от востока, так что все пали от страха. Когда же поднялись и обратили взоры к востоку, то увидели отверзтые небеса, из коих сходил к земле светлый облак с пламенем огненным и лучами солнечными; а среди облака виделся муж, краснейший добротой паче сынов человеческих (Пс. 44:3), Господь наш Иисус Христос, лицом неизреченно сияющий и в одежде молниезрачной, постепенно приближаясь к земле, стал близ архиепископа и собрания верху облака, локтей на двести от земли, так что все Его видели, но от страха славы Его, как некогда ученики на Фаворе, пали все ниц на землю, царь, и вельможи и весь народ, от мала до велика. Евреи в ужасе обращались туда и сюда и хотели бежать, но невидимая сила Божия удерживала их на месте. Архиепископ же, укрепившись, громким голосом сказал Ервану: «вот, Ерван, Тот, о Котором ты сиышал от меня; смотри на Него и уверься, что един свят, един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь». Но Ерван омертвел и не мог отвечать. И пришёл глас от велелепной славы Господа: «ради молитв епископа исцелит вас Распятый отцами вашими!» И от гласа того ещё более дрожали и падали на землю. И, как некогда Савл, на и пути в Дамаск, осиянный светом с неба и потрясённый голосом свыше, пал на землю и с открытыми глазами никого не видел (Деян. 9:3–8); так и Евреи теперь ослепли, хотя имели открытые глаза, но никого не видели; потому скорбели и рыдали горько. Между тем светлый облак сокрыл Господа от зрения с земли и проводил Его в горняя; а царь и всё множество христиан, принявши дерзновение, взывали вслед Господа: Господи, помилуй. Архиепископ лежал на земле лицом и со слезами приносил Господу моление о людях. Евреи же спрашивали друг друга: «видишь ли что, брат?» И отвечали один другому, что ничего не видят. Тогда возопили к Ервану: «горе нам, учителю наш! Что будем делать?» А Ерван сказал: «мы ли одни ослепли, увидя Бога христианского, или христиане тоже потерпели?» Некоторые из христиан, услышав это, сказали: «мы, благодатью Господа нашего, хорошо видим и теперь даже лучше, чем прежде; только вы слепы за упорство и неверие ваше».
Тогда Ерван со всем множеством Евреев просил архиепископа исцелить ослеплённые очи их и подать им святое крещение. Святитель спросил их, истинно ли веруют в Господа Иисуса Христа? И все свидетельствовали, что веруют несомненно. И так, огласив их и приготовив к таинству Крещения, сам с бывшими при нём епископами и пресвитерами сподобил их святого Крещения. И во святой купели прозирали они вместе телесными и душевными очами, сердцем и устами исповедуя Господа нашего Иисуса Христа во своё спасение. Ервану восприемником от купели был сам царь, который и сделал его, как мужа благоразумного и достойного чести, приближённейшим к себе вельможей, а имя, во святом крещении данное ему, было Лев.
Так страна Омиритская вся просветилась светом святой веры, и приняли крещение по всем городам и селениям не только Евреи, но и язычники. И великая радость была по всей земле той, но и ангелы радовались о толиком покаянии и обращении душ. И везде славим был Бог, Который хочет, чтобы все люди спасались и достигали познания истины (1 Тим. 2:4).
Святейший же архиепископ Григорий дал совет царю повелеть, чтобы дома и жилища Евреев не были скучиваемы вместе, а рассеяны между жилищами давних христиан, и таким образом предупреждались тайные между ними сборища и совещания. Издан был царём и закон о том, чтобы никто из новообращённых не выдавал дочерей своих за мужей из рода Еврейского, а брал зятя из христиан, равно и сыны Евреев женились только на девицах христианских. Это сделано было для того, чтобы род Еврейский, слившись с христианами, забыл свою веру и обычаи.
Святой Григорий, утвердивши веру на основании Апостолов и пророков и сотворивши многие знамения и чудеса во славу Божию, оставил свою временную жизнь месяца декабря в 19-й день (552 года), и честное тело его положено было в усыпальнице кафедральной церкви при торжественном собрании епископов, священников, диаконов, отшельников и бесчисленного множества народа – людей, оплакивавших лишение такого отца. Потому что был благ и милостив, любезен людям и благоприятен Богу, Которому и предстоит в лике святых иерархов, с ними славя Отца и Сына и Святого Духа во веки, аминь.