Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Благоверных князей Давида и Евфросинии, Муромских чудотворцев

 Благоверных князей Давида и Евфросинии, Муромских чудотворцев

Блаженный Давид, в иночестве Пётр, князь Муромский, был второй сын князя Юрия Владимировича Муромского. Старший брат его Владимир Юрьевич с 1170 г. наследовал после отца Муром. – После того как Болгары опустошили (в 1183 г.) окрестности Мурома, Муромские князья Владимир и Давид вместе с несколькими другими вступили в землю Болгаров с мечом и огнём и вознаградили потери поданных. В 1186 г. Владимир и Давид Юрьевичи участвовали в походе великого князя Всеволода против Рязанских князей, нападавших на своих братьев, князей Пронских. – В 1196 г. три брата, князья Муромские, были у Всеволода на брачном пиру сына его; а в следующем году один Давид Юрьевич был у великого князя при выдаче дочери его в замужество. По повести, пока жив был старший брат, «имеяше обычай блаженный Пётр всегда приходити к брату своему на поклонение»: так уважал он старшего брата! В конце 1203 г. (дек. 18 дня) князь Владимир умер и «на Муроме остался брат его Давид Юрьевич.

По повести, когда св. князь принял правление после брата, пришлось ему испытать сильную борьбу с собой, но он вышел победителем. За несколько времени перед тем долго страдал он опасной болезнью, – тело его покрыто было струпьями. – Славившаяся умом своим дочь «древолазца», бортника, излечила его мазью. По разговору и поступкам девушки князь признал высокие качества ума и сердца в дочери бортника и дал слово взять её в супругу себе; но потом нашёл неприличным для князя супружество с простой девушкой.

Болезнь возобновилась. Евфросиния вновь вылечила князя, и признательный князь выполнил своё слово, сочетался с ней браком. – Когда же после смерти брата вступил он на престол, Муромская знать, конечно, подстрекаемая младшим братом и племянником, объявила: или пусть отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жён, или же, оставит Муром. – Князь твёрдо помнил слова Господа: «что Бог сочетал, того человек да не разлучит. Кто отпустит жену свою и женится на другой, тот прелюбодей». Потому, верный долгу христианского супруга, князь согласился отказаться от княжества. Он остался после того с небогатыми средствами к жизни, и печальные мысли невольно приходили ему на ум. Но умная княгиня говорила ему: «не печалься, князь, – милостивый Бог не оставит нас в нищете». В Муроме скоро открылись раздоры непримиримые, искатели власти схватились за мечи и многие из вельможных потеряли жизнь. Бояры Муромские принуждены были просить князя Давида и княгиню Евфросинию возвратиться в Муром. Так князь, верный долгу своему, восторжествовал и над врагами своими.

По летописям видим затем князя Давида принимающим участие в событиях России. – В 1207 он уличает перед великим князем Всеволодом старших Рязанских князей в их неверности Всеволоду и дружинами своими помогает великому князю в войне с Пронскими и Рязанскими князьями. По окончании войны, Всеволод отдал ему богатое Пронское княжество. В следующем году Пронские князья осадили его в Пронске. Добродушный Давид послал сказать им: «братья! Я – не сам собой занял Пронск; меня посадил тут Всеволод, – Пронск – ваш». И спокойно возвратился в Муром. – Какое высокое бескорыстие! Какое глубокое уважение к долгу любви и чести! В 1214 г. князь Давид ходил вместе с великим князем Георгием против Ростовского князя, но на этот раз не было пролито крови, князья помирились. В 1220 г. войска князя Давида с воеводой участвовали в славном походе против Болгар.

В Муроме правление князя Давида было правдолюбивое, но без суровой строгости, милостиво, но без слабости. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности. Оба жили по заповедям Господа, всех любили и не любили ни гордости, ни неправедной корысти; покоили странников, облегчали участь несчастных, чтили иноческий и священнический чин, ограждая его от нужд. – Оба вели жизнь постническую, чистую, целомудренную. – Один женатый возмущался нечистыми мыслями, смотря на прекрасную княгиню. «Почерпни воды из реки с этой стороны судна», сказала княгиня (это было во время плавания по реке Оке); тот почерпнул; «испытай, какова?» Тот исполнил приказание. – Почерпни воды с другой стороны судна и попробуй её, и сказала княгиня. И когда тот выполнил волю её, она спросила: «находишь ли разность между той и другой водой?» – Никакой, отвечал тот. Святая сказала тогда: «точно так одинаково естество женское; напрасно ты, оставляя свою жену, думаешь о чужой». Когда князь и княгиня достигли старости, то в одно время облеклись в иноческое одеяние, один с именем Петра, другая с именем Февронии. На Пасхальной неделе 1228 г. умер сын князя Давида, потом на той же неделе преставился сам князь-инок, а в один день с ним почила и блаженная Феврония. Князь и княгиня, согласно с завещанием, положены были в одном гробе.

В начале ΧVΙ века «по всем странам прошла весть, что в городе Муроме явились славные чудотворцы, дарующие исцеление приходящим к ним». – Собором 1547 г. положено местно праздновать память кн. Петра и Февронии; тогда же и написана и служба им. – Впоследствии празднование стало повсеместным, и вероятно вскоре после того, как царь и Иоанн Васильевич, на походе против Казани, в 1552 г. благоговейно «покланялся в Муроме сродникам своим великим чудотворцам, князю Петру и княгине Февронии». Блаженные Давид и Евфросиния в жизни своей были в образцом христианского супружества, готовые на все лишения для Евангельской заповеди о нерушимом союзе. И ныне они молитвами своими низводят небесное благословение на вступающих в брак. – Так показывают многие опыты загробной жизни их.

«Сыны человеческие! доколе быть вам с тяжёлым глупым сердцем? Почему вы любите суету и ловите ложь» (Пс. 2:8)? «Что пользы, братия, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его?» (Иак. 2:14).

Примечания
1* «Повесть о житии св. кн. Петра и Февронии, творение господина монаха Еразма», изданная без имени сочинителя в Памяти. Старин. Литер. 1, 26. 47, дополнила немногие верные сведения о св. князе вымыслами народного воображения. Таково сказание её об Агриковом мече. Агриков меч и в сказке о Добрыне. Еразм сам говорит: писавшего мене, елика слышах. Ясно, что он писал не по летописям, а по слухам. Потому нельзя и ожидать от него многих верных известий, а скорее много неверного. Еразмова повесть писана ок. 1540 г., а новая редакция её около 1560 г. В прологе из Еразмовой повести удержано вероятное, хотя и не всё, и отвергнуто всё сказочное.
2* Пересл. л. 82. 98.99. Собр. л. 1,156. Карамз. 3, пр. 76.153. Татищева III, 248–250. 270–272. И по повести, прежде св. Петра княжил в Муроме старший брат его, только неверно назван он Павлом. Точно также напрасно она называет св. князя в мирском быту Петром и в иночестве Давидом. Наоборот в миру он был Давидом. Собр. л. VII, 244. Родосл. кн. в X т. Времен. Общ. Ист., стр. 2. 194. М. 1851 г. сл. пр. 173. 177. Ошибка в имени св. князя перешла и в печ. полный месяцеслов М. 1840 г.
3* Пересл. лет. 100. 102. Карамз. 3, пр. 80. Третий брат Юрьевич в Пересл. л. 102 называется Игорем, а в Ник. л. II, 261 – Юрием.
4* Никон. л. II, 298. Пересл. л. 108.
5* Повесть Еразма; пролог 25 июня; сл. пр. 170 и родосл. кя.
6* Пересл. 108. 109. Собр. л. I, 181. 182. Никон. л. 2, 298. Иловайского. Ист. Рязанского княжн. 77–83.
7* Переслав. л. 112. Никон. л. 2, 315. 316.
8* Никон. л. 2, 342. Собр. л. I, 188. VII, 126–128.
9* Повесть о житии кн. Петра. Ркп. и печ. пролог 25 июня. Стихира службы: «от юности своей, работая Хрпсту, познали вы Сущего в мире, как единого славного. Потому угождали Ему милостыней и молитвами. И по смерти подаёте вы исцеление всем почитающим вас, Пётр и Феврония».
10* Повесть о житии. Родословная кн., стр. 32.
11* Родослов. кн., стр. 32. Собр. л. 1,191. VII, 134. 244. Ник. л. II. 358. Святцы: «св. благов. кн. Пётр и благов. кн. Феврония, Муромские чудотворцы (по сп. Общ. Ист. 231, «во иноцех») преставишася в л. 6735 м. июня в 25 д.». Год кончины по летоп. 1228. И если по летописи скончались в апреле, то 25 д. июня надобно признать за день открытия мощей. На иконе Русских святых князь и княгиня в иноческих одеяниях с надписью: «пр. кн. Пётр Муромский, пр. Феврония Муромская».
12* Пролог 25 июня.
13* Минея на июль, М. 1646 г.
14* Ак. Э. I, 213. Из двух канонов кн. Петру и Февронии один написан иноком Пахомием, написавшим житие и службу Яросл. кн. Константину, другой – «творение Михаила мниха», написавшего службу кн. Александру. Муз. Румянц. 593. 696. Царского № 563.
15* В святцах устава XVI в. (Толстого 1. № 100): июня 26 «благов. кн. Пётр и кн. Феврония, Муромские чудотворцы». В летописце 1715 года записали: «того же (1693 г.) июня 25 на память благов. кн. Петра и кн. Февронии, до иночества Давида и Евфросинии, Муромских новых чудотворцев», праздновали в соборе восшествие на престол ц. Иоанна и Петра Север. архив 1826 г, ч. 19. 225.
16* Никон. л. VII, 130. По писцовой книге 1687 г., каменный храм, где «лежат муромские чудотворцы кн. Пётр и кн. Феврония», строен был царём Иоанном Васильевичем, «образ Муромских чудотворцев на золоте», обложенный серебром и каменьями, – приношение того же царя. Владим. сборн., стр. 141 м. 1857 г.