Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память о сербских святителях

Сербская Церковь в 30 д. августа прославляет своих учителей, прославленных Господом, архиепископов Савву 2 и Никодима, патриархов Иоанникия, Ефрема, Спиридона, Макария и Гавриила, из которых последний удостоился мученической кончины.

Преемник св. Арсения Савва 2 был младший сын первовенчанного краля Стефана и племянник великого Саввы. Предслав, так назывался он в миру у сербов, возревновав идти по следам св. дяди своего, еще в молодости принял иночество. Он ходил в Иерусалим и там прожил не малое время; потом подвизался на Афоне. Ему пришлось потерпеть много бед от охотников жить на чужой счет. По возвращении его в отчизну бл. Арсений, чувствуя свою старость и тяжкую болезнь, посвятил его в преемники себе. В сане первосвятителя подражал он жизни предшественников своих. Любимою добродетелию его была кротость. С именем св. Саввы покоится он в Пекской обители, вблизи св. Арсения. Сербская Церковь поет ему: «из корене благаго благая отрасль прозябл еси, Божия разума водами напаяем, тем и плод благоуханен явился еси житием от юности, веселяя сердца и души поющия тя».

Пред иконостасом печского храма, на левой стороне, стоит рака с мощами св. Никодима архиепископа сербского, великого чудотворца. Блаж. Никодим, природный серб, подвизался постнически на Афоне и был игуменом Хиландаря. По смерти Саввы 3 Сербия объявила желание видеть Никодима своим первосвятителем; не хотелось ему расстаться с тихою пустынею, но афонские отцы убедили его не отказываться от призвания Церкви. Потому «посвятили его в день вознесения Господня и возведоша на престол св. Саввы с многих лет приветствием глаголюще: преосвященному архиепископу Никодиму всея сербския и поморския земли многая лета», так говорит современник. Это было в 1317 г.. При гробе блажен. кор. Милютина поднято было кровавое волнение приверженцами Симониды; энергический архипастырь остановил кровопролитие и грабеж. Потом в янв. 1321 г. венчал он на кралевство старшего сына Милютинова, не взирая на партию королевы. Ревностный патриот был ревностным попечителем о делах св. веры. В предисловии к переведенному им в 1319 г. уставу пишет он, что быв в Константинополе, еще в сане игумена, он расспрашивал у иерусалимского патриарха об уставе церковном по заботе о том, «еже единствовати по словеси богоносца братона ввупе и всей срьпьской земли»: потом будучи архиепископом, «послал, говорит, в црьскый град в монастырь св. Предтечи и крьстителя Иоанна и принесень ми бысть си типик ерусалимскы и преложихь и в нашь езыкь от письмень грьчьского езыка... Елико есть противу мощии, подвигнемь се еже бдети и трезвити се. в славословие Богу. Мы убо потьшимсе, братие, се сь естеством и обычаем пльтьскыи: благи же дародатель и подвигоподавець, всемогеи Бог, веди немощь нашу, ть подасть нам мощь духовну, нь аще прьвее трудь покажемь». – Прекрасный урок о деле спасения нашего! В 1324 г. по распоряжению святителя черноризец Дамиан написал в Печской обители апостол, доныне уцелевший, а прежде того – параклитик и октоих, ныне неизвестные. Богомилов – бабунов первосвятитель преследовал обличениямп и предавал суду как вредных обществу и церкви. Блаженный архипастырь, искренно любивший иноческую жизнь и содействовавший процветанию ее в Сербии, писал грамоту о том, дабы сербские архиепископы в хиландарские игумены не забывали типикарницы св. Саввы, при чем красноречиво описал жизнь св. Саввы, это было предсмертное завещание хиландарского подвижника и архиепископа всей Сербии.

Блаж. Иоанникий управлял Церковию с 1339 г. сперва в сане архиепископа, – а потом в 1346 г. сербский собор, состоявший из болгарского патриарха и всех сербских архипастырей, по желанию вор. Душана, провозгласил его патриархом; патриарх вслед затем венчал Душана царским венцем. Блаж. Иоанникию много надобно было иметь высоких качеств, чтобы иметь влияние на Душана. Душан был владетель умный, энергический, но иногда бурный в порывах страстей; он не был так худ, как изображали злившиеся на него греки: он страстно любил не одну свою славу, а и славу имени Христова: так показывает выполненная молитва его в победоносцу Георгию! Но иметь влияние на такого человека – подвиг трудный. Блаж. Иоанникий влиянием на Душана ограждал покой православия и вызывал Душана на благотворения Церкви. Так в 1348 г. «благословением господина патриарха, кир. Иоанникиа и всего збора» дана была грамота Призренскому монастырю архангелов, с дарованием множества земель. И в том же году выдана была Душаном грамота для иерусалимской церкви арх. Михаила, построенной Е. Милютиным; последнею приписан был в той церкви храм св. Николая Вранинского со всеми селами, угодьями и поселенцами. – Это было посильною помощию православию, после того, как Душан имел неосторожность отменить постановления отца и деда о православии в Рагузе; следствием отмены было гонение на православие в республике; православные иноки вынуждены были удалиться в Иерусалим и для них-то оказана теперь помощь. До иночества своего блаж. Иоанникий, родившийся в стольной Призрене, служил при короле в звании секретаря. Как хорошо знавший юридические обычаи страны своей, он участвовал в составлении законника и в 1349 г. утвердил его на церковном соборе. Церковь чтит в св. Иоанникие «сирот и вдов питателя, скорбящих утешителя, прибегающих помощника и тепла заступника, призывающих его скоро послушающа, самодержавнаго Стефана на милосердие и милость прелагающа, противные примиряюща». Он и скончался на подвиге миротворения. – Душан поссорился с венгерским королем и пригласил патриарха в Жидчу. Патриарх поспешно прибыл, сильно хлопотал о потушении ссоры и от хлопот почувствовал себя сильно нездоровым. Больного понесли его в патриаршую обитель и он на дороге скончался, 3 сент. 1349 г..

Так как законник Душана составлен под влиянием великого святителя и особенно церковные статьи его принадлежат без сомнения уму и перу сербского первосвятителя: то в почесть святителю и для общей пользы выписываем церковные статьи законника.

Ст. 1. Прежде всего надобно иметь в виду, как промышлять следует о христианской вере, о храмах, о монастырях, о священниках.

2. Начальники и прочие люди не должны жениться, не получив благословения от своего архиерея или от духовного отца или от поставленного архиереем.

3. Ни одна свадьба не должна совершаться без венчания. Если же совершится без благословения и дозволения Церкви: таковых разлучать и сажать в темницу.

4. Каждый должен слушаться священников и своего духовного отца. Если кто окажется виновным пред Церковию или священником или нарушит что-нибудь, особенно иноверец по своему произволу: пусть покорится св. Церкви и исправит должное. Если же не послушается и не захочет исправиться: отлучить его от Церкви и подвергнуть наказанию.

5. Священники не должны произносить проклятия на христиан за их прегрешения. Пусть тихо и кротко приглашают их для двукратного я троекратного вразумления. Если не послушаются: отлучать от Церкви.

6. Совращающих православного христианина в латинство патриарх и митрополит с епископами убеждают наставлениями и св. писанием, дабы возвратились к православной вере и чистому христианству. Если кто не покорится и не захочет возвратиться в православие: того подвергать наказанию, как предписано в законе св. отцов. Благочестивый дар будет выгонять всякую ересь из своих пределов. Кто не захочет обратиться: отбирать у него все имение и передавать тем, которые покорятся православной вере. Иноверческих еретических попов, отвращающих людей от православия, ловить и отсылать в рудники и заточение. Еретические храмы освящать и передавать православным священникам; пусть наставляют в них – заблудившихся обращаться к св. вере.

7. Великая Церковь поставит протопопов по городам, местечкам и селам, чтобы умножались христиане, обращаясь из латинской ереси, где кто совратился. Выдать духовную заповедь, чтобы каждое воскресенье учили тех в храме и чтобы каждый христианин соблюдал православный, истый, закон, переданный апостолами и св. отцами.

8. Если латинский поп совратит христианина в латинскую веру: подвергать его наказанию, по закону св. отцов.

9. Если полуверец возьмет за себя христианку: он, хищник, должен обратиться в христианство (православие); если же не обратится, жена, дети я дом отбираются, а его отсылают в заточение.

10. Если же еретик живет с христианкою тайно: прогнать его, и кто такого укрывать будет, подвергать его наказанию.

11. Святители поставляют духовников во всем областям, во городам и селам, и те пусть будут духовники духовниками, которые получили от своих архиереев благословение на духовничество, чтобы вязать и разрешать; их должен слушать каждый, по церковному закону; а те духовники, которые не поставлены в духовников, должны быть прогнаны, – пусть Церковь накажет их по закону.

12. Мирянин пусть не разбирает духовного дела; если же окажется, что не поставленный судил церковное дело, то платит 300 перперов. – Только Церковь судит о грехах и о всяком церковном деле.

13. Епископы, митрополиты, игумены не должны быть поставляемы за деньги. Иначе поставивший проклят и анафема. Те должны быть поставляемы – собором. Каждый должен судиться пред своею церковию. Если спорящие принадлежат к двум церквам: пусть ищут решения у обеих церквей. – Церковные села и церковные люди должны служить своей церкви, а не чужой. К чужим церквам пусть не ходят ни для сенокоса, ни для пахати, ни для сада виноградного, ни для другой работы, малой ли или великой. Если кто вынудит на свою работу церковных подданных: царская власть отнимает у того боярина имение его и он наказывается как преступник царский и церковный.

14. Священники баштинники пользуются своею баштанною землею по своему усмотрению; они люди свободные. А тем священникам, которые не имеют батьковщины, должно давать три нивы по закону и эта земля (капа) священническая свободна (от подати); церковную баштину никто не должен ни купить, ни продать, за исключением промена на близкую к церкви.

15. Священник не должен отходить от своего господаря (помещика). Если господарь не выполняет законного, священник идет к архиерею и архиерей дает знать господину, чтобы содержал священника по закону. Если же господин не послушается: тогда священник может поступить по своей воле. Если же священник – баштинник: господин не имеет права удалить его.

16. Если властели и другие люди имеют церкви на своих батьковщинах: царь и патриарх не подчиняют те церкви церкви великой. Баштинник имеет право ставить церковь и держать своего калугера (иеромонаха), только должен представить к архиерею для благословения ему духовной власти. Если же властелин подчинил свою церковь великой церкви: то он уже не властен в той церкви.

21. Если властелин обесчестит архиерея или монаха или священника: то платит 100 перперов и содержится 40 дней в тюрьме, как ругатель Божий.

38. Митрополиты и епископы не должны быть поставляемы за деньги. Иначе оба лишаются престола, как поставленный, так и поставивший.

39. Игумены не удаляются без вины от церкви. В игумены монастырей поставляются люди добрые и искусные, желающие быть строителями дома Божия. Игумены должны жить в киновиях по закону и иметь совещания с старцами. При тысяче куков (хат) должны питаться в монастыре 50 монахов. Царская власть передана игуменам церкви, они заведывают имением монастырским, лошадями, овцами и всем прочим; они свободно распоряжаются всем, как требует правда и как написано в грамотах ктиторских. Пусть установят для иноков в церквах устав киновий, смотря по монастырю.

40. Архиереи не должны посылать мирских людей за священниками; пусть рассудительный монах посылается за ними по духовным дедам; а должное с баштины пусть отбирает церковный духовник.

41. Монахи и монахини, которые, быв пострижены, живут в своих домах, должны быть выгоняемы; они должны жить в монастырях. Те монахи, которые постриглись из баштинников, не должны жить у той церкви, а пусть идут в монастырь.

42. Монах, снимающий монашество, должен быть заперт в тюрьму, пока не обратится к послушанию. Надобно строго смотреть за монахами, чтобы не жили вне монастыря; разве уже это пустынник, который по любви к Богу поселился в пустыне.

43. Есть еретики, которые берут из гробов мертвые тела и сожигают их. Если где окажутся такие: такое место или село платит за это беззаконие и выдает суду виновных. Если же участвовал в том священник: он лишается сана и отсылается в рудники, до смерти.

44. Если кто продаст христианина иноверцу: отсечь ему руку и отрезать язык.

45. Церквам не должно быть обиды ни от кого. Если посетит царь: его принимают с почестию.

46. Церквами владеют только царь, святой господин патриарх и царский логофет, а другой никто. Царская власть освободила все церкви своей области от всех работ, малых и больших.

47. При всех церквах должны содержаться бедные, и как положено первыми ктиторами. За тем смотрят митрополиты и епископы; они собирают в церквам нищих, чтобы были питаемы.

49. Церковные люди во всяком деле судятся пред своими митрополитами, епископами, игуменами.

55. Если кто ударит или убьет архиерея или монаха или священника: отсечь ему руку и потом повесить его.

68. Если подсудимый убежит из заключения и придет на двор царский или патриарший: то он свободен.

93. Тому, кто ест и пьет с еретиками, назначать покаяние, как предписывает восточная кафолическая церковь: но нет запрещения для заключенных и рабов, которые едят с иноверцами».

Таковы законы, утвержденные блаж. Иоанникием для сербской церкви!

Ефрем, сын священника, современного кор. Милютину, еще в молодых летах почувствовал влечение к иноческой жизни. Родители желали видеть его женатым: но он скрылся из их дома и, найдя отшельника Василия, стал жить у него в посте и молитве, и у него же скоро дал обет иночества. Родители, узнав о месте пребывания его, хотели отнять его у пустынника: но он убежал на Афон и там скрылся в одном из скитов. Во время военных тревог Ефрем с учениками своими перешел в Ибровский монастырь здесь был он и игуменом, но недолго. Поклонившись святыням патриархии, он поселился в уединенном месте вблизи Дечанского монастыря и здесь жил строгим отшельником. По смерти ц. Душана начались смуты безначалия и потом появились разбои. Отшельник Ефрем избит был до полусмерти дурными людьми, вынуждавшими поделиться с ними деньгами. – Патриарх Савва, преемник св. Иоанникия, взял старца в патриархию и назначил для него пещерную велию; великий постник ожил и выздоровел здесь. Благоч. князь Лазарь отправил посольство к патриарху констан. с просьбою об окончании споров, происходивших относительно сербской патриархии. Мир с греческою церковию восстановлен. Надлежало спокойно избирать нового патриарха, на место почившего Саввы. Но, к сожалению, в Сербии явилось довольно искателей патриаршей кафедры. – После общей молитвы собор избрал в патриарха «преподобного отшельника Ефрема», как украшенного высокими добродетелями. Блаж. Ефрем, вовсе неожидавший такого избрания и попавший на собор случайно, горько заплакал и молил уволить его от тяжелой для него доли. Собор отвечал: указанный Богом имеет быть посвящен. Это было окт. 3-го 1376 г. Вслед затем Ефрем посвящен был в патриарха и потом венчал кн. Лазаря венцем сербских властителей.

 Память о сербских святителях

Не напрасно блаж. Ефрем так плакал о том, что возлагают на него высокий сан. Время было тяжелое: столько беспорядков завелось в Церкви при расстройстве гражданского правления. Как не все областные правители охотно покорялись кн. Лазарю: так не все архиереи и прочие духовные лица оказывали повиновение патриарху Ефрему, не взирая на его высокую духовную жизнь. Привыкший к тихой, уединенной жизни, отягощенный нестроением дел, св. Ефрем отказался от многозаботливой должности правителя сербской церкви. В 1382 г. он посвятил на свое место блаж. Спиридона, а сам стал жить уединенно в архангельской обители ц. Душана. Известен ныне летописец Амартола, с припискою: «написасе – дрьжащу престол святительства срьбскые земли преосв. и патриарху вир Спиридону, в дому св. архистратигь Михаила и Гавриила, при господине учителе, бывшем патриархе, кир Ефреме, – в л. 1387». Заметка дает видеть, что люди духовной жизни высоко уважали блаж. Ефрема и в его уединении, признавали его наставником и учителем опытным и охотно следовали советам его. Блаж. Спиридон, заботливый о иноческих обителях, скончался в 1388 г. почти в одно время с бл. кн. Лазарем, павшим на Косовом поле. По церковным песням, Спиридон «цевница духовная»; это подает мысль, что он писал свящ. песни для сербской церкви. Мощи его почивают в храме Печской обители.

Так как по кончине Спиридона и кн. Лазаря время было крайне смутное: то упросили блаж. Ефрема снова управлять Церковию до избрания нового патриарха. Так он довольное время снова управлял сербскою паствою к утешению лучших людей.

Дивный подвижник, кроткий, как ангел, почил 88 лет при преемнике п. Даниила, Савве. Мощи его почивают в великой патриаршей церкви.

В трапезе печского Храма лежат под спудом мощи патриарха св. Макария. Блаженный святитель заботился о распространении просвещения в Сербии. При нем печатались церковные книги в разных местах: в Милешевом монастыре следованная псалтырь 1557 г.. Молитвослов (требник) в 1545 г.; в Белграде евангелие 1552 г. в Меркшином монастыре евангелие 1562 г.; в Венеции молитвослов 1557 г.; служебник 1554 г.; постная триодь 1521 г.-в Скадаре цветная триодь 1562 г.. Очевидно, что славянская любовь к просвещению – не то что любовь Лютера, топтавшего в грязь древнее, апостольское, христианство и доведшего учеников своих до антихристианства. – Блажен. святитель, по милости Божией, имел возможность сделать многое для сербской Церкви и по ревности своей сделал весьма многое. Брат его был визирем при султане. При его помощи получил он гаттишериф султана на возобновление монастырей и церквей, расстроенных фанатизмом магометанским. Прежде всего, как естественно, обратил он старание свое на возобновление древней патриаршей обители. Первые годы свои жил он в Милешевом монастыре. Теперь он восстановлял свою кафедральную обитель. При обновлении святого престола сербской Церкви, говорит современная надпись, огромная трапеза патриархии, поддерживаемая тремя мраморными колоннами и тремя кирпичными, построена была «трудом и усердием преосвященнейшего и блаженнейшего кир Макария патриарха – в л. 7070 (1552)».

Блаж. патриарх Гавриил из дворянского сербского дома Раичей, был первосвятителем сербским во время весьма тяжелое. Христиане сербские сильно страдали тогда от своеволий магометанского фанатизма. В октоихе, писанном в 1639 г. в. Милешевом монастыре, писавший его говорил: «тогда подъехом нужду и гонение великое и приет мучения венец Гавриил иеромонах м. октоврия в 9 день и много мучение подъет от трьклетого Нух паши. И тогда изгна бостанжие из монастыря и не имехом, кому плакати. И идохь на царствующий град и царь (Мурат) бе на Богдаду; не имехомь, кому плакати». По крайним нуждам кафедры и страны блаж. патриарх Гавриил отправился для милостыни в Валахию и оттуда явился в благотворительную Москву. – Здесь в 1655 г. он вместе с антиохийским патриархом присутствовал на соборе, весьма важном для славянских церквей. – Собор определил исправить церковные книги по греческим и древним славянским книгам. Восставшие тогда же против определений собора протопоп Аввакум, главный виновник порчи книг при п. Иосифе, и друзья его, коломенский епископ Павел и муромский протопоп Даниил, отосланы были в монастыри на покаяние. Блаженный патриарх, привезший в дар Москве несколько рукописей и три напечатанные на юге литургии, получил щедрую милостыню для Сербии от доброго царя. Когда после долгого странствования возвратился он в Сербию: патриаршая кафедра оказалась занятою другим (Максимом). Он объяснял право свое на кафедру и несправедливое присвоение ее другим. – Под турецкою властию, особенно тогда, простор был только страстям. Интриги иезуитов, злобствовавших на Россию за Хмельницкого, довели в 1657 г. конст. патриарха Парфения до мученической смерти: его обвинили в государственной измене за сношение с Россиею. Точно также враждовавшие против блаж. Гавриила, действуя под влиянием иезуитов Австрии, где бедные искали недоступного счастия, донесли турецким властям, что Гавриил – государственный изменник, жил в России. Визирь потребовал в себе блаж. Гавриила и допросил подробно о всех обстоятельствах пути его. Когда окончилось исследование, визирь, вполне узнавший несостоятельность клеветы, объявил святителю: так как тебя обвиняют в государственной измене, то по законам, как сам знаешь, ты должен быть казнен смертию; но если ты согласишься принять нашу веру, не только пощажу жизнь твою, по предоставлю тебе важную должность и ты будешь жить в почете и роскоши. Блаженный видел, что государственному изменнику не должны были предоставлять ни почестей, ни жизни, а если предоставляют, то только за измену св. вере; как же согласиться на измену вере в Господа Иисуса? Он отвечал визирю: «я совершенно невинен в государственном преступлении, – это сознаете вы сами. Спасти же жизнь мою отступлением от веры христианской не соглашусь никогда, пока остаюсь с здоровым смыслом. Почести и богатства ваши поберегите себе, мне они не нужны». Святитель предан был пыткам, которыми принуждали его принять магометанство. Мужественный страдалец переносил все терпеливо и благодарил Господа, что удостоил его страдать за св. веру. Потеряв всякую надежду отвлечь святителя от христианства, привели его на место казни и повесили. Это было в октябре 1659 г. В Печской обители хранится посох с надписью: Патху Ку (патриарху Кириу) Гаврилу».

Примечания
1* В общей службе сербляка на 30 августа упоминается еще «Григорий богоносный», архиепископы: Иоанникий, Иаков, Савва третий, патриархи: Кирилл, Никон, Иоанн, Максим (л. 161. 162). В предисловии сербляка сказано: «надлежало бы нам – вместити молебные правила и сих угодников Божиих: св. Григория, сербского архиепископа, иже бе от корене неманичей, его же мощи беша в монастыре Куманице на р. Лиме, преподобного Стефана, его же мощи почивают в Пипере, и св. новоявленного Петра черные горы митрополита: обаче ничтоже ныне обрести возмогохом». Тоже должны и мы сказать о Иакове – Иоанне. В гласнике VI, 34. 43. 44, весьма мало сказано о них. Не можем не прибавить и того, что пат. Максим, сколько известен он, едва ли не напрасно причислен о. Анфимом (зап. геогр. общ. XIII, 175) к великим святителям; построение галереи и венчание Бранковича – не великия дела, а отношения его к св. Гавриилу очень не благовидны. В древнем сербском уставе (гласник XI, 194) не называются святыми ни Иаков и Савва третий, ни Евстафий 2. О св. Стефане сказано под 28 мая. В одной сербской летописи ХV в. говорится, что со времени св. Неемани «явилась в сербской церкви великие светильники миру, одни равночестные апостолам, другие миротворцы и чудотворцы и архиереи достоблаженные и множество преподобных и праведных мужей». (Рус. беседа 1860. 11, 19). Теперь пока неизвестно «множество» преподобных сербской земли, а из праведных пока известен только Щилянович. Сохранилась надпись на кресте, назначенном для храма св. апостолов Петра и Павла: «и крест створи епискупь Рашки Григорие вьтори, еко и она вьдовица две цете дадуще». Так как в устроении того же креста, по надписи, участвовал и король Милютин (Mikloschitz monum. № 86): то Григорий, расский, епископ, был современником сего короля.
2* Раича 11. 410. 411. Летоп. в гласник 1, 165. У, 41. VI, 28. 29. X, 264. Общая служба: „радуйся Савво вторы. подобный Моисею во кротости“. Сербляк л. 162. По известию о первосвятителях (гласник VI, 28) «еще жив сый святый сей (Арсений) постави серблен архиенископа вместо Себе Савву втораго». Так как блаж. Арсений († окт. 28-го 1266 г.) 3 года пред смертию был болен: то конечно не позже 1263 г. Савва посвящен был в архиепископа Арсением. В том же известии сказано, что Савва архиерействовал 7 лет. Но тогда он умер в 1270 г., а этого не могло быт. В 1269 г. был архиепископом Иоанникий. Да и само известие в другом случае (гласник VI, 30) говорит, что Савва 2, как и Даниил, не долго был архиепископом. – Потому надобно положить, что блаж. Савва почил в начале 1268 г. В древнем уставе (гласник XI, 194) сказано: февр. 12 «престависе архиеп. свет Савва втори».
3* Зап. геогр. общ. ХIII, 174, 152. Изображение его – в Грачанице, ibid. 236.
4* Служба св. Савве в сербляке 1861 г.
5* Зап. геогр. общ. ХIII, 173. В сербском уставе мая 12 «престависе архиепископь светы Никодимь». Гласник XI, 194. Служба в сербляке, л. 128.
6* Даниил у Раича 2, 506. 507.
7* Даниил пишет, что кн. Милютин умер «летом яко рещи четырем минувшим архиепископу Никодиму», т. е. спустя почти 4 года после поставления Никодима в архиепископа. Поскольку же Милютин умер окт. 20-го 1320 г. то возведение Никодима в архиепископа было в начале 1317 г. или иначе пред вознесением Господним. В хиландарской грамоте Милютина подписался «Сава по милости Божией архиепископ всех сербских и поморских земель». В приписке исчислены предшественники его: Савва св., Арсений, Савва 2, Иоаникий, Евстафий, Иаков, Евстафий 2. (Аврамовича памятники № 4. Григорович стр. 56). В житии Милютина сказано (сербляк л. 57), что при к. Милютине были архиепископами: Савва 3. Никодим и Даниил. Это – не точно. При нем были: св. Евстафий († 1279 г.), Иаков († 1285 р.), Евстафий 2 († 1304), Савва 3 (1305–1316 г.) и Никодим. Но Даниил был архиепископом уже при Дечанском и Душане.
8* Гласник V, 62. 63. В сербляке общая служба; «радуйся Никодиме, подобный пророку Илии, доблестный ревнителю».
9* Изд. в гласнике XI, 189–193.
10* Изд. акад. II, 346–349.
11* В сербляке служба ему: «православными ученьми твоими иноплеменные ереси от церкве Христовы далече отгнал еси... Ревность божественную имея, яко Илия великий, гневом дыхаеши на враги креста Христова и сих отгоняеши, якоже волеи хищные, от своего стада, пастырю блаженне».
12* При нем в соборе вместе с епископами были (у Григоровича стр. 48) игумены: студенечский, милещевский, сопочанский, банский, градечский, моравского градца, рашский, кончульский, ораховецкий, нагорницкий, скопский. У Раача II, 512. показаны еще современные св. Никодиму игумены; модрицкий, хвосшенский, гостиварский. Епископы при нем: леттский, рашский, хлумский, хвостенский, топлицеий, будимльский, дьбрский, моравидкий, скоильский, призренский, липлянский, браничевский, мачвенский, грададкий и кончульский, всего 15 (Хризовул у Шафарика в памятн. стр. 51). См. окт. 30 о кафедральных храмах и монастырях Милютина.
13* У Григоровича (пут. 57) показано, что грамота написана в 6840 (1332 г.). Но тут ошибка. Гласник (VI, 35) показывает, что Никодим управлял церковию 8 лет и след. скончался в мае 1325 г. Да известно евангелие 1329 г. писанное при архиеп. Данииле (Григоровича стр. 18–21).
14* Гласник VI, 41. 42. XI, 160–162. Душан: «венчан был на царство в л. 6854 (1346) апр. 14 д. – благословеннемь и рукою преосвященнаго патриарха Иоанникия и вьсеми архиереи собора срьбскаго, благословеннемь и рукою преосвященнаго патриарха болгарского кир. Симеона и вьсеми архиереи сьбора бльгарскаго». (Майков 239. 240). Поскольку же венчание Душана происходило вслед за провозглашением Иоанникия патриархом (Раича II, 746): то ясно, что возведение Иоанникия в патриарший сан было делом болгарского патриарха и собора архипастырей. Харьковский вестник (1854 г.1:512) принимает Симеона за орхидского архиепископа. Это – ошибка. Симеон был терновским патриархом (Изв. акад. VII, 155). Записка о сербском патриаршестве, писанная полугреком, говорит: «патриарьха себе изьбра срьблемь не по закону, ни с благословением цароградского патриарха, – нь поиска благословение безчинно на архиепископу трьновьском и на ахриепископу орхидском и сбором срьбским». (Гласник XI, 161). По «тому известию на соборе был и охридский архиепископ. Кто же он был? Без сомнения, тои же «смиренный ахридонский Анфим», который подписался под деянием констант. собора 1347 г. и которого Мелетий называет „многоученым“. Но полугрек а) несправедливо называет болгарского первосвятителя архиепископом: сама константинопольская Церковь признала его патриархом. б) Так как сербский первосвятитель признан конст. собором за независимого и всегда посвящался собором сербских архипастырей; а патриарх константинопольский еще при св. Савве отказался от управления сербскою Церковию: то полугрек несправедлив и в том, будто «по закону» посвящение сербского патриарха должно быть «с благословением цареградного патриарха». Да и при св. Иоанникие греческая Церковь не предъявляла неудовольствий на сербское патриаршество. Неудовольствия подняты при п. Савве собственно за то, что Душан выгнал из своего царства греков епископов, не хотевших повиноваться воле его.
15* О характере летоп. в гласнике «, 66. 68.
16* Письма святогорца 11, 152–155.
17* Грамота у Майкова стр. 237–239. 842.
18* Грамота Призренскому монастырю в гласнике ХV, 264. 269. 306. 311. Грамота иерусалимской церкви Михаила у Аврамовича в памятниках № 35. О времени ее Шафарик: Monumenta illyrica. Pragae 1839. Майков стр. 28. 238. Троношская летопись о Душане; «той нанесенния им (рагузянам) обиды или повеления от деда и отца загладил и паки свободное и волное, якоже кто хощет, исповедание да держит. Итак паки восприяли рагужане, но не вси, тогда римское исповедание». Гласник V, 68. О гонении на православие см. декаб. 2 прим. 13.
19* «Закон – поставляем в л. 6857 (1349) – мая 27 – честным сбором нашим с преосвященным господином отцом нашим патриархом Иоаникием и всеми архиереи и церковники». Законник издан у Раича (неполный) IV, 342–271 Шафариком: Pamatkii drevniho Pisemstvie w Praze 1851. До исследованию Шафарика законник дополняем был в 1354 г. Законник 1349 г. оканчивается 136 статьею, остальные 64 статьи принадлежат к дополнению 1354 г. Майков (стр. 36). Очень может быть, что и сочиняло его какое-нибудь духовное лице.
20* Служба св. Иоанникию в сербляке л. 168.
21* Известие в гласнике VI, 52. Законник утвержден в мае 1349 г. (Прим. 297). Но в том же 1449 г. ц. Душан уже при патр. Савве утверждает земли за храмом введения. (Аврамовича памят. № 12 Григоровича стр. 49. 50). До древнему уставу «сент. 3 престависе прь вы патриархь Иоанникие». (Гласник XI, 193). Итак блаж. Иоанникий скончался сент. 3-го 1349 г. После того ясно, что св. Иоанникий был в сане патриаршем три года с половиною и в сане архиепископа около семи лет, а в сербских поздних заметках (гласник VI, 42. XI, 161) несправедливо сказано, будто святительствовал он 16 лет. После того не можем ничего сказать о том, что будто п. Иннокентий в 1354 г. писал к ц. Душану и к патр. Иоанникию об унии, о чем говорит Дю-Канж. Мощи св. Иоанникия покоятся в Печском храме, в прекрасной мраморной гробнице. Зап. геогр. общ. XIII, 174.
22* Переводим текст по изданию Раича IV, 243. Церковные статьи законника рассмотрены при пособии грамот Крестичем, в гласнике XI, 204–261. Шафариково сравнение законника с чешскими и другими юридическими обычаями – в чтен. общ. ист. 1846 г. в гласнике 11, 97–155.
23* Так по сп. 1390 г. у Майкова стр. 29, у Раича кое-что изменено и прибавлено.
24* Выражение сп. 1390 г. «кто не имать бащины» в сп. 1701 г. пояснено словом: «сирома». Кто не имел батяковщины, т. е. родовой и наследственной собственности, назывался сиротою. Другой закон: «сирота горшечник – свободен, как и поп», т. е. если горшечник не имеет родовой земли, где бы мог добывать глину, то он свободен от повинности за ремесло, как и священник.
25* Так по изданию Шафарика ст. 13–16. 36. 37. У Раича в ст. 39 смысл закона довольно изменен. Грамота 1348 г. Призренскому монастырю: „быть только игуменству – и общему житию. Игумен сидит на соборе за одним столом с игуменами св. Стефана (банским). Пандократора (дечанским) и забродским. Игумен ставится не иначе, как из киновии, кого изберут патриарх и царь с согласия монастырской братищ если же не найдется способный, взять из Хиландаря. Игумен не сменяется, разве по великой вине... Когда приходит (на праздник) в монастырь патриарх, дарится ему конь и когда ставит игумена, также дарится конь. Игумен не имеет права ни отдать (монастырское), ни сделать что-либо подобное, без согласия эконома и экклесиарха. Хранитель хлеба и вина выдает, как установил святой король (Милютин) в Банске, для всех одинаково хлеб, в среду, пятницу и понедельник раз в день, вино по утру и вечером; в пост каждый день однажды кроме субботы и воскресенья; трапеза – всегда». Гласник ХV, 269. 306.
26* По изданию Шафарика ст. 18. «монахи постригшиеся из подворьев монастырских должны идти в другой монастырь. Иначе живя в монастыре не могут удержаться, чтобы не давать чего либо родственникам и знакомым. Выходит и великий соблазн для братии: созывают в монастырь гостей π пришельцев».
27* По изданию Шафарика в ст. 28 прибавлено: «кто ли их (нищих) не узьхранить от митрополито или от игумень, да отлучить се от сана».
28* Церковными людьми в законнике называются а) люди духовного звания; б) арендаторы церковных земель и наемные смотрители; в) поселенцы, работающие на церковных землях. Напр. ст. 48: «Если церковные люди, которые держат церковные села и церковные земли, прогонят посадников (поселенцев церковных): то прогнавшие церковных людей связываются, земля отбирается у них, пока не наймут поселенцев».
29* По изданию Шафарика ст. 82. 83. «Если кто обезчестит святителя или монаха или попа: платит 100 перпер. Если кто окажется убийцею святителя или монаха или попа: убивается или вешается».
30* Еще есть несколько статей против нарушителей целомудрия и супружеской верности. Ст. 92. 100 и 101.
31* О жизни его синаксарь в сербляке л. 151–153.
32* Сказание в продолжении Родослова (муз. Румянц. стр. 159), Раича III, 20. 21. Летопись в гласнике V, 76. 77. Заметка: «елико болыпе возрасташе власть и честь церкве сербския, толико уже вяше начаша и охотники не добродетельми, но деньгами и разбойническо, куповати сан сей». Гласник VI, 42, 43. Титул сербского патриарха; „васесветейшему васеблаженнейшеиу отцу же и господину нашему, архиепископу пекскому прьвие Иусттиание, патриарху же васем срьблемь и болгаромь, поморие, далматие, травуние и вретанинскимь островомь и севернимь странамь и белаго подуновиня, господамь господину». – Так возглашали патриарху желание многих лет во время литургии. Гласник IX, 257.
33* Летоп. в гласнике V, 80.
34* Григоровича пут. 23. 24.
35* В 1382 г. «благословением патриарха кир Спиридонац основана обитель с храмом в с. Дренчах и освобождена от подчинения афонской горе. Григоровича стр. 83. У Миклошича (monum. seb№ 191. 200). грамоты патр. Спиридона: ибарской введенской церкви 1385 г. и другая монастырю Ждрело (Жерло) или Горнаку. В последних п. Спиридон освобождает обители горнакскую от подчинения местному митрополиту. Это естественно: пр. Григорий Синаит основатель обители, пользовался высоким уважением и при жизни, а по смерти он чтится в числе святых. Патр. пишет свою жалованную грамоту на основании грамоты кн. Лазаря († 1389 г.). В грамоте представляется дело в таком виде, будто пр. Григорий испрашивает милостей для основанной обители. Поскольку же пр. был настав. п. Каллиста, ск. в 1362 г. (см. февр. 27 д.): то едва ли пр. Григорий явился лично к к. Лазарю и тогда как Лазарь был только князем Подунавия. Потому слова грамоты о пр. Григорие дело воображения. Указанный в грамоте год ее – ошибочный, как признает и Миклошич.
36* Общая служба в сербляке л. 162. 163.
37* Зап. геогр. общ. ΧIII, 175.
38* По троношской летоп. (V, 80) вторичное управление св. Евфрема Церковию было после Саввы. Но летопись сообщает тут предания явно ошибочные: она говорит, что во второй раз призывал бл. Евфрема на кафедру кн. Лазарь и что это было после смерти Даниила и Саввы; – обстоятельства несовместимые. См.пр. 322. Д. Даниил в 1395 г. утвердил грамоты к. Милицы – Евгении. Григоровича стр. 83. О. Порфирия стр. 56. Диплом деспота Стефана 1403 г. «и сговори се с госпогом маикот ми кнегином Милицом и с господином ми преосвещенниим патриархом кир. Данилом и с митрополити и чьстными игумени и властели моими». Аврамовича древ. афон. стр. 63. Миклошича monum. р. 568. У Миклошича (monum. № 130) напечатана грамота Душана 1351 г. Которянам с привилегиями утвержденными то «архиепископом кир. Данилом», то «патриархом кур Данилом». Но – или вся грамота подложная, или же надобно разуметь в ней архиепископа Даниила († 1338 г.) – и след. принадлежит она к 1336–1338 г.; у того же Миклошича грамота 1357 г. дана по совещанию с патриархом Саввою (№ 141). Да и по другим заметк. (Глас. XI, 163. 164. 194. VI, 42. 43). Савва 2-й патр. долго управл. Церковию, так что св. Евфрем называется преемн. его и 3-им патр.
39* П. Даниилом утверждены грамоты кн. Милицы – Евгении в 1395 г. Григоровича стр. 83. О. Порфирия указ. стр. 56.
40* Сербляк л. 153. В древнем сербском уставе: «июня 15 престависе иже во светых патриарх з Ефрем». Гласник XI, 194.
41* Поклонник св. Горы видел в Карее псалтырь следованную, печатанную в Милешеве мон. 1557 г. при архиепископе «вьсее сербския земле и поморскые кир. Макарие» стр. 125.
42* Сахарова славян. библиогр. № 24. 25. 28–31. 39, 41. Шафарика югославян. типографии в чт. общ. ист. 1846 г. Как смотрели на печатание книг в Венеции, высказывает дечанский иерод. Моисей в предисловии е сборнику 1538 г. «Велико поперение бысть от измаильтян на христианех ради согрешений наших. Того ради и наше укьснение бысть в западных странах италских, в велицей ереси римской, не могши изыти в своем отчьству, ради измаильтских великих поперений». Строева дополн. к опис. стар. книг стр. 7. М. 1841.
43* Славянская оценка папе и Лютеру: на стене болгарского Зографского монастыря представлена на море ладья с учителями Церкви и со Христом Господом на корме; с берегу грозятся на нее еретики, папа старается багром опрокинуть лодку, а рядом с ним Лютер стреляет в нее из ружья. Заметки поклонника стр. 333.
44* Летоп. в гласнике V, 75.
45* См. пр. 328. Не знаем на чем основаны известия Момировича стр. 131 о перенес. патр. кафедры в 1389 г. в новый Дек, в 1438 г. в Белград. Первого не видно по житию п. Евфрема. Стефан Деспот избирал своею столицею Белград, но по памятникам не видно, чтобы патр. кафедра тогда же перенесена была в Белград; напротив п. Никодим приходил в Белград на погребение деспота. См. июля 19 прим. 230. «Кое-что о сербской церкви под турецким владением». Спасича в гласнике 1, 140–153.
46* Зап. геогр. общ. XIII, 173. По надписи на евангелии (Григоровича стр. 189. 190.) блаж. святитель еще жив был в 1563 г. В известии о первосвятителях сербских (гласник VI, 43. 44) предшественниками Макария после Саввы показаны только четверо: Кирилл, Никон, Никодим и Арсений. Едва ли это было так. П. Кирилл известен в 1407 г. (Раича III, 406.407). Никодим в 1427 г. погребал блаж. деспота Стефана. – См. „Жития св“. июль пр. 230.В сопочанск. синодике (зап. геогр. ХII, 152) после Арсения и Никодима Павел и Феодосий и затем Макарий, после Савватия Филипп и предшественник Паисия Симеон. В известных списках первосвятителей сербских (гласник VI, 43. 44. XI, 165) эти четыре лица опущены. См. пр. 74. До одной летописи (Майков стр. 52) в 1574 г. скончался архиеп. Антоний. Это – преемник Макария (гласн. VI, 44).
47* О мученичестве св. Гавриила – христианскии мученики востока стр. 100. 101. Спб. 1862 г.
48* Гласник VI, 44.
49* Зап. геогр. общ. XIII, 311–313. Писец говорит еще, что гонение происходило при п. Паисие, известном в 1641 и 1646 г. по его надписям на книгах. Зап. геогр. общ. XIII, 168. Гласник VIII, 150. Грамота архиепископа Паисия стр. 1633 г. у о. Порфирия стр. 60. У него же (стр. 60) разрешительная грамота п. Максима 1669 г. В гласнике 1, 159. 160. грамота п. Максима в Сараево 7131 (1623). Если верно показан год последней грамоты: то кроме п. Максима, скончавшегося в 1681 г. (гласник VI, 44) был еще п. Максим, предшественник Паисия. В гласнике (III, 299) указано письмо пекского патриарха Иоанна к босанскому митрополиту Феодору, писаннае в июле 1614 г.
50* Ист. рус. Цер. IV, 133–135. В тоже время на Моск. соборе был щее сербский митрополит Михаил. Строева дополнение к опис. староп. книг стр. 152. 162. 163. М. 1841 г. Митроп. Михаил, пробыв полтора года в Москве, в 1657 г. был в Иерусалиме, где оставил сборник для сербской обители арх. Михаила. (Ж. м. пр. 1836 г. XI, 542. 546, 547).
51* По записям двора московского, в мае 1654 г. прибыл в Москву Гавриил, патр. сербский и болгарский; он привез с собою письменные книги: типик и сборник патр. цареградского Михаила Кавасилы на латинскую ересь (читай: Нила Кавасилы архиеп. солунского Fabrieli bibi. gr. X, 20), житие и пов. сербских царей и патр. еще свиток жития всех святых сербских и откуда изидет царствие и патриаршество, тетради Кирикла философа и учителя славянского и книгу Василия великаго с тремя напечатаннами литургиями (Саввы опис. патр. библ. стр. 8. М. 1858 г.). По дворц. зап. сербский патр. Гавриил в 1655 г. обедал у государя февр. 12 в имянины царевича и февр. 20 в имянины царевны. Дворц. раз. III, 457. 458.
52* Христиан. мучен. на востоке стр. 89–92. Отзывы современников о Парфение у Арсения Суханова, по изд. Сахарова, стр. 104.
53* Раича IV, 99–103.
54* Гласник: «от агарян удавлением скончася, от братии оболган неправедное». VI, 44. Мало сказано.
55* Зан. геогр. общ. ХIII, 175.