Усекновение главы Предтечи
В жизни Иоанна Предтечи соединены важнейшие преимущества: от чрева матернего он исполнился Св. Духа, жил св. девственником и скончался мучеником. Будучи Предтечею Спасителя по зачатию и рождению своему, Иоанн был Его Предтечею и в проповеди евангелия. О высоком служении Предтечи, имевшем предварить служение Сына Божия спасению мира, издревле предвозвещено было пророками, по предречению коих Иоанн был Ангел, – вестник, посланный прежде пришествия дня Господня великаго и просвещеннаго, устроить сердце человека ко искреннему его (Мал. III, I, IV, 5); был глас вопиющего в пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего (Исх. 40:3. Мк. 1:2–3); глас, предшествовавший Богу Слову. Подобно древним пророкам, о служении Предтечи предвозвестили: ангел пред рождением Иоанна, и Захария по рождении его, говоря, что он предъидет пред лицем Господним уготовати пути Его (Лук.1:17, 76–77). Призванный приготовить путь Спасителю, Предтеча до проповеди своей жил в пустыне, чтобы себя возвести до совершенного самоотвержения, какое нужно проповеднику правды; носил одежду из верблюжьего волоса и опоясывался кожаным поясом. Пищею его были акриды и дикий мед.
Имея около 30 лет от рождения, Иоанн послан был от Бога свидетельствовать о свете, да вси веру имут Ему (Ин. 1:7). Явясь в пустыне иудейской и проходя всю страну иорданскую, Предтеча проповедал покаяние и приближение царства Христова (Мф. 3:2), царства благодати и истины (Ин. 1:17). Сила проповеди Иоанна была так могущественна, что к нему для слушания учения его и крещения приходили все жители Иерусалима, Иудеи и всех окрестностей Иордана; фарисеи и саддукеи, мытари и воины (Мк. 1:5, Лк. 3:7–14).
Когда все помышляли о Иоанне: не Христос ли он (Лк. 3:15), а некоторые из иудеев посылали к Иоанну священников и левитов, да вопросят его: ты кто еси (Ин. 1:19), Предтеча дал ясное свиетельство о Спасителе: аз крещаю водою: посреде же вас стоит, егоже вы не весте. Той есть грядый по мне, иже предо мною бысть: Ему же несмь аз достоит, да отрешу ремень сапогу Его (Ин. 1:26–27). Той вы крестит Духом Святым и огнем. Ему же лопата в руце Его, и отребит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим (Мф. 3:11–12).
Когда Иисус Христос пришел из Галилеи на Иордан креститься: Иоанн всенародно исповедал Его Агнцем Божиим, указуя на Него и говоря: се агнец Божий, вземляй грехи мира. По крещении Спасителя Предтеча опять всенародно исповедал Его Сыном и Агнцем Божиим, свидетельствуя, что Спасителя, Которого он прежде не знал, узнал по особенному откровению Божию, по сошествию на Него Св. Духа в виде голубя и по гласу Бога Отца. Аз видех, говорит Предтеча о Иисусе Христе, и свидетельствовах, яко сей ест Сын Божий. На другой день, когда Иоанн опять видел идущего Иисуса, объявил своим ученикам: се Агнец Божий. Двое из учеников Иоанновых, по указанию учителя своего, пошли за Христом (Ин. 1:29–37). Впоследствии Иоанн и еще неоднократно свидетельствовал ученикам своим и народу о Спасителе, что Он есть грядый свыше, с небесе, над всеми есть (Ин. 3:31). Так Иоанн предшел пред лицем Господним, уготовляя пути Ему и дая уразуметь людям спасение во оставлении грехов их (Лк. 1:76–77); и посему назван Предтечею Христа Спасителя. Исповедавших грехи свои Иоанн крестил в Иордане, посему он называется и Крестителем.
Дело своего великого пророческого служения Иоанн совершил так, что он, по словам Господа, есть болий всех рожденных женами: бе светильник горя и светя: Иудеи радовались в час светения его (Ин.V:35). Прииде Иоанн путем праведным (Мф. 21:32). Все почитали Иоанна, яко Пророка, мужем праведным и святым. Некоторые, видя великие чудеса Иисуса Христа, считали Его за Предтечу (Мф. 16:14), и враги Христовы боялись сказать, что крещение Иоанново было от человек (Мф. 21:26).
Предтече Господа, предварившему Его своим рождеством и проповедию, надлежало предварить и добровольные Его страдания, смерть и сошествие во ад, своими страданиями, смертию и сошествием во ад для проповеди евангелия и во аде содержимым душам праотцев, о явлении в мир чаемого Мессии. Христос пострадал за грехи человеческие: так Предтеча Его, по беззаконию Иродову, предварил Спасителя своею мученическою смертию.
Ирод Антипа, властитель Галилеи, сын старшего Ирода, избившего своих родственников и детей вифлеемских, злого корня злая отрасль, четверовластник Галилеи, поял себе в супружество сначала дочь Арефы – царя аравийского, но, прельстившись красотою Иродиады, жены Филиппа, брата своего, беззаконно оставил свою первую жену и поял братнюю. Даже и тогда Ирод не должен был принять ее к себе в жену, если бы умер Филипп, потому что она имела дочь: а закон Моисеев повелевал брать в жену только ту братнюю вдову, которая после мужа своего оставалась бездетною (Втор. 25:5. Мф. 22:24–25). Беззаконие же Ирода было тем тягчее, что Филипп, по свидетельству истории, был жив. Такого беззакония не стерпел ревнитель закона, обличитель неправд человеческих, проповедник покаяния и царствия Христова, св. Иоанн Предтеча Господень, и обличал Ирода пред всеми: не достоит ти имети жену Филиппа брата твоего. Негодуя на обличителя, Ирод повелел заключить его в оковы и крепость Махерунт, близь аравийской границы.
Особенно Иродиада пылала на него яростию и хотела бы тотчас погубить его, но не могла, потому что сам Ирод хранил узника от жены, дышавшей против него злобою и убийством. Ирод, считая Иоанна мужем праведным и святым, которого он прежде слушал с удовольствием, я внимая словам его, делал много добра, боялся предать его смерти. Впрочем боялся не столько Бога, сколько народа, потому что все почитали Иоанна пророком (Мф. 14:5. Мк. 6:18–20). Итак, желая заградить праведные уста обличителя, Ирод томил его в темнице. «Иоанн обличая, говорит Златоуст, хотел разрешить душу Ирода, связанную грехом; а Ирод связывает того, кто хотел разрешить его. Но Иоанн связанный не преставал говорить, и заключенный в темницу продолжал обличать и учить». Иоанн долго содержался под стражею; к нему собирались ученики его. Поучая их жизни добродетельной и благочестивой, он не переставал свидетельствовать им о пришедшем в мир Мессии, и чтобы утвердить их в спасительной вере в Него, посылал их вопросить Господа: ты ли еси грядый, или иного чаем (Мф. 11:2–3).
В 32 лето по Р. X., в день рождения Иродова, великий провозвестник и очевидец пришествия Христова и проповедник правды потерпел усекновение главы своей. Племянница Ирода – дочь нечестивой Иродиады, своею пляскою во время пира пред собранием вельмож, тысященачальников и старейшин, так угодила Ироду и гостям его, что он с клятвою обещал ей дать все, чего ни спросит она, даже до половины царства. Плясавица, по наущению матеря своей, просила дать тогда же на блюде главу Крестителя. Имея великое к нему уважение, но ради клятвы, хотя и неправой, и ради гостей своих не хотел отказать в беззаконном требовании. Отсеченную главу обличителя принесли на блюде и подали девице, а она вручила матери своей. Эта бесстыдная женщина колола иглою язык, обличавший ее нечестие (Мф. 14:6–12. Мк. 6:21–29). В 38 году вся армия Ирода разбита была в войне с Арефою за бесчестие его дочери. Иудеи это поражение приписывали наказанию Божию за смерть св. Предтечи, которого Ирод приказал обезглавить в темнице ради Иродиады. В 39 году Ирод Антипа сослан был Калигулою в заточение в Галлию, а потом в Испанию.
В память усекновения честные главы Предтечи установлен Церковию 29 августа праздник. Начало его относится вероятно в древним временам, когда жили еще ученики Иоанна, которые погребли тело своего великого учителя (Мф. 14:12) в Севастии, самарийском городе, и вероятно творили память его. В III веке над гробом пророка мученика устроена была церковь во имя его, o которой упоминается в сочинениях священномученика Киприана. Таким образом в III уже веке верующие собирались святить храмовый праздник в честь Предтечи, пострадавшего за истину.
В 362 году язычники, по повелению Юлиана отступника и гонителя христиан, разрыли для поругания гроб и сожгли кости пророка Елисея и Иоанна Крестителя, вероятно бывшие предметом благоговения благочестивых христиан, которые при этом разрытии приобрели драгоценные части св. мощей Крестителя и препроводили их для лучшего охранения в Александрию к св. Афанасию александрийскому. Памятником особенного благоговения христиан к св. Иоанну Предтече служат поучения, кои в IV веке, в день Усекновения его, говорили пастыри, напр. Амвросий медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин. В VII в. св. Андрей критский, в VΙΙΙ-м Иоанн Дамаскин и Герман константинопольский написали многие песнопения, коими ныне прав. Церковь прославляет страдания и смерть Крестителя.
День Усекновения Предтечи есть праздник великий и табельный, хотя и не дванадесятый. Для живейшего участия верующих в страданиях и смерти Крестителя, как великого постника, праздник соединен с постом.
Табельный день Усекновения назначен в Церкви Российской, может быть, потому, что в 1530 году в этот день родился царевич Иоанн, сына царя Иоанна Васильевича, и «бысть на Москве радость велия о государской радости, о государском сыну рождении, також и по всей земле возрадовашася людие».
Церковь в своих песнопениях и сказаниях в день Усекновения Предтечи прославляет его священнопроповедником покаяния и царствия Божия, честнейшим из пророков, потому что в струях крестити сподобился Проповеданного. «Что тя наречем пророче, взывает Церковь; ангела ли, апостола ли, или мученика; яко пророк проповедуеши Агнца Божия, явившагося Христа; яко ангел предпослався и яко безплотен пожил еси; апостол, яко научил языки; мученик же, яко твоя глава усечеся». Св. Димитрий, митрополит ростовский, говорит: «св. Иоанн и в животе своем, и по кончине Христу бысть Предтеча. Того бо во аде сошествие предварив, благовести тамо бывшим Бога явльшагося во плоти, и обвесели св. праотцы: с ними же оттуду по разорении ада в воскресение Христово изведен быв, многих венцев в небесном царствии сподобися, яко девственник, яко пустынножитель, яко учитель и проповедник покаяния, яко пророк, яко предтеча и креститель, и яко мученик».
Св. Иоанн Креститель, по свидетельству Самого Господа, бе светильник горя и светя (Ин. 5:35); «он исполнял сказанное в Писании: глаголах пред цари и нестыдяхся. Иоанн не боялся смерти, но боялся говорить неправду». Так истинный христианин и гражданин должен быть непрестанною жертвою любви е Богу и ближним. Светильник горя и светя истощается: в подобном духовном горении и светении заключается наша истинная жизнь и Богоугодная жертва.
Примером клятвы, которою Ирод связал себя незаконно и, по ложному стыду своему, не смев ее нарушить, повелел обезглавить Предтечу, Церковь внушает: «лучше не клятися (Ироду), ащели же и клялся, но не о добре клялся: лучше бы отступить от нея и жизнь сохранить, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути». Если поклялся, и оказалось, что исполнение клятвы противозаконно: то лучше нарушить, нежели исполнить беззаконную клятву.