Празднование Грузинской иконе Богородицы
Когда персидский шах Аббас, в 1622 году, в царствование Михаила Феодоровича, покорил Грузию и взял там многоцелебную ризу Господню: тогда и иные многие святыни и честные иконы взяты были персами не для почитания, а для продажи бывшим в Персии русским купцам, коих благоговение к святыне известно было и персам. Посему к одному из русских купцов, Стефану, некто персиянин, зная, что россияне благоговейно чествуют священные изображения, принес для продажи украшенную серебром и золотом Грузинскую икону Богородицы. Стефан с радостию купил св. икону в 1625 году и хранил у себя. В это время в Ярославле некто Григорий Лыткин, по делам коего Стефан находился в Персии, получил во сне откровение от Бога о драгоценности, приобретенной Стефаном, и приказание отослать ее в Красногорский монастырь Архангельской губернии, основанный в 1603 году. Когда Стефан в 1629 году возвратился на родину свою с иконою и показал ее Григорию, Григорий, вспомнив о своем видении святыни, приобретенной Стефаном, отправился с иконою в Двинские пределы в обитель Черногорскую, так названную оттого, что построена на гористом месте, которое по причине густых лесов представляло вид мрачный и от этого издревле называлось Черною горою. Впоследствии переименован монастырь Красногорским. Вместе с иконою Григорий привес от себя немало пожертвований для украшения святыни. Здесь св. икона прославилась многими чудотворениями. В то самое время, как в Москве свирепствовала моровая язва, привезена была туда и Грузинская икона, с которой в 1654 году снят был точный список и поставлен в храме св. великомученика Никиты, что в Глиницах. В это время один из жителей Москвы помышлял оставить столицу, опустошенную язвою: ему свыше указано было идти помолиться пред иконою Грузинской Богоматери. Исполнив это, он остался невредим со всем своим семейством. Такое событие разгласилось в народе, который толпами начал притекать с молитвою к чудотворной иконе. Истинная вера действительно оправдывалась прекращением смертоносной язвы. С того времени в. Москве стали распространяться по церквам списки с Грузинской иконы. Один из них, богато украшенный Царем и патриархом, находится в московском Алексеевском девичьем монастыре.
В 1658 году, по указу Царя и благословению патриарха Никона, установлено чудотворному образу Грузинской Богоматери ежегодное празднование в 22 день августа. В одной грамоте 1698 года говорится: «чрез образ Грузинский пресв. Богородица прежде и ныне творит многиа чудеса и исцеления приходящим с верою»; и в этом году, по желанию архиепископа холмогорского и важского Афанасия, составлен канон в честь Грузинской Богоматери и смотрителем московской типографии Федором Поликарповым. В 1698 году постановлено было ежегодно приносить Грузинскую икону в Архангельск, «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и ее Богоматери милости». После 22 августа Грузинская икона отправляется из Красногорска в Архангельск, где пребывает до 8 сентября. В этот день она приносится из Архангельского монастыря в Рождественскую приходскую церковь в 2 верстах от города, а оттуда после литургии и молебна при крестном ходе препровождается в соборную кафедральную церковь. Здесь пребывает она до 27 ноября. Во вторую неделю Великого поста после литургии и молебна икона крестным ходом сопровождается обратно из Архангельского кафедрального собора в Архангельский монастырь. Отсюда в четвертую неделю четыредесятницы после литургии возвращается в Красногорский монастырь, в котором по прибытии иконы в субботу похвалы Богородицы совершается великое празднество, при стечении многочисленного народа.