Перенесение мощей св. архидиакона Стефана, первомученика
В этот день совершилось перенесение мощей св. первомученика. В 415 году в одну ночь пятницы в третий час явился Лукиану, пресвитеру того места, где погребен был Стефан, в сонном видении, муж престарелый, высокий ростом, святолепный, украшенный сединами, с длинною бородою, одетый в белую одежду, испещренную золотовидными украшениями, которые изображали собою кресты, с золотым жезлом в руке, которыми он прикоснулся до пресвитера, и трижды воззвал: Лукиане, Лукиане, Лукиане, иди во град Иерусалим, и скажи св. Иоанну архиепископу: доколе быть нам затворенным? Во время твоего святительства нам подобает быть явленными: открой немедленно гробы наши, потому что наши мощи лежат в небрежении, – то дождем мочимы, то ногами неверных попираемы; не столько о себе пекуся, сколько о тех святых, которые почивают со мною, и великой чести достойны. Открой мощи их, да отверзет Бог двери милосердия Своему миру, объятому многими бедами. Пресвитер в ужасе спросил явившегося ему: «кто ты, и кто те, которые с тобою?» Я Гамалиил, отвечал явившийся, Павла апостола Христова питатель и учитель: почивает же со мною камением побиенный от иудеев и первосвященников иерусалимских за веру Христову Стефан архидиакон, которого я, поверженного на съедение псам, зверям и птицам, взял ночью и принес в сию мою весь, положил в пещере моей во гробе, уготованной мне, чтобы иметь с ним участие в воскресении и благодати Господней. В другом же гробе, в той же пещере положен Никодим, от Самого Христа Господа Вере святой наученный и крещение святое (по вознесении Господнем) от апостолов приявший. О крещении и вере его во Христа уведав, иудеи исполнились гнева и хотели его убить, как и Стефана, но не сделали этого из уважения во мне, а отняли у него начальство и имение в пользу храма и, прокленши его, изгнали его из града со многими для него озлоблениями и бесчестием. Я принял его в мою весь и пропитывал до кончины его. Когда он скончался: я похоронил его близь мощей первомученика Стефана. Там же и Авива, сына моего любезнейшего, крещение святое от Христовых апостолов со мною купно принявшего, двадцать лет имевшего от рождения, прежде меня умершего, предал я погребению в третьем гробе, в стене пещерной ископанном. С ним вместе завещал я умирая положить и мое тело». Пресвитер еще спросил: «где нам искать вас?» Гамалиил отвечал: «пред весию на полуденной стороне, на ниве, которая нарицается Делагаври» (т. е. нива мужей Божиих). Сказав это, явившийся стал невидим. Явление повторилось пресвитеру до трех раз. Он прибыл в Иерусалим и поведал о троекратном видении архиепископу Иоанну. Итак, мощи святых обретены, как открыто было в видении, и положены – мощи Никодима, Гамалиила и Авива в церкви, вскоре построенной на месте обретения, а св. Стефана перенесены в Иерусалим и положены в Сионском храме. Отсюда вскоре мощи первомученика перенесены в Константинополь, во храм св. Лаврентия, а потом в новоустроенный в Царь-граде во имя первомученика. Как обретение, так и перенесение мощей его сопровождалось чудесами, о которых упоминал в V веке блаженный Августин. Память перенесения мощей св. Стефана в Константинополь совершается в православной Церкви, со времени события, 2 августа.
В V веке Анатолий Константинопольский, в VΙΙΙ Дамаскин, в IX Феофан написали многие песнопения в честь первомученика, ныне поемые Церковию во дни, посвященные памяти его.
Прославляя ап. Стефана, Церковь взывает словами св. Григория Нисского: «Владыка вчера плотию пришел к нам, и раб днесь от плоти исшел: вчера Царствующий родился плотию, днесь раб камением побивается: того ради божественный Стефан и скончавается первомучеником». «Первый сеялся еси на земли небесным делателем, всехвальне Стефане; первый на земли за Христа кровь взлиял еси, блаженне; первый от Него победы венцем уязвился еси на небесех, страдальцев начало, венечниче мучеников, первострадальне».