Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Преподобного Феодора, архимандрита Сикеотского, епископа Анастасиопольского

Преподобного Феодора, архимандрита Сикеотского, епископа Анастасиопольского

Феодор, по прозванию Сикеот, родился в Малой Азии, в Сикее (Сикеон в Галатии – город со многими церквами – в 12,000 шагах от Анастасиополя). Влияние благочестивой семьи, среди которой он воспринял первые свои впечатления, с детства уже было заметно на нём. Отданный в училище, будучи восьми лет, он своим благонравием отличался между всеми своими товарищами; никогда не ссорился с ними и всегда старался ссорившихся помирить.

Вместе с родителями его жили две почтенные родственницы: бабушка и незамужняя тётка и ещё старец Стефан. Этот старец постоянно соблюдал самый строгий пост, много молился и пример его сильно действовал на мальчика. В подражание ему Феодор, возвращаясь из училища, часто отказывался от обеда и любил вместе со старцем ходить молиться в бывшую по близости церковь св. великомученика Георгия. Иногда он лишал себя даже и сна, проводя в церкви время ночное. Мать его, видя такое усердие ребёнка, опасалась, чтобы он не расстроил своего здоровья, чтобы не ослабел в своих силах. Она запрещала ему уходить из дому в тёмное время и даже привязывала его к кровати, чтобы он не мог уходить. Тогда великомуч. Георгий явился ей в сонном видении и сказал, чтобы она не отклоняла сына своего от служения Богу... С этих пор мать Феодора и жившие с ней поняли, что ребёнком руководит высшая сила, и предоставили его воле Божией.

Между тем, возрастая, Феодор всё прилежнее и прилежнее читал свящ. Писание, всё более и более привыкал и привязывался к молитве, и мыслью о Боге и молитвой прониклось всё его сердце. Однажды узнал он, что недалеко за городом живёт благочестивый отшельник, по имени Гликерий, начал ходить к нему, беседовать с ним и высказал ему, наконец, своё желание удалиться от мира.

– Проси Бога вразумить тебя, – сказал на это отшельник, – и Бог исполнит твоё желание.

Через несколько времени, а именно, когда Феодору исполнилось 14 лет, он решился жить один на горе, близ церкви св. великомуч. Георгия. Он упросил домашних не препятствовать ему в этом; ископал себе пещеру при храме и поселился в ней, выходя в церковь только на молитву.

Питался он в это время одними просфорами, а когда мать и бабушка приносили ему хлеб и овощи, то отдавал их бедным.

Дивились все такой жизни отрока, но он не удовлетворялся ею в своём ненасытимом стремлении предстоять перед лицом Единого Бога, не развлекаясь никаким земным впечатлением... Перед душевным взором его носился образ Иоанна Предтечи и увлекал его в пустыню... Он ушёл наконец на отдалённую гору и там пробыл два года затворником в пещере, куда приносил ему изредка хлеб и воду один только знавший об его местопребывании церковный служитель.

Мать между тем сокрушалась о нём, и церковный служитель, сжалившись над ней, открыл ей о затворничестве её сына. По просьбе родных Феодор возвратился домой. Узнав о такой жизни юноши, епископ Анастасиопольский пожелал видеть его и благословил его быть пресвитером, сказав ему при этом: «Господь, удостоивший тебя принять сан пресвитера, удостоит и сана епископа» ...

С радостью Феодор приступил к совершению бескровной жертвы и вообще со всем усердием исполнял святые обязанности своего сана. – В это время совершил он путешествие на поклонение св. местам в Палестине и в Хозевитской лавре, бывшей близ Иордана, принял пострижение в иночество. По возвращении на родину, Феодор стал снова жить в пещере; скоро Бог прославил подвижника Своего даром чудных исцелений людей от болезней. Народ во множестве прибегал к нему и поучался его беседами. Близ него поселились и бабушка его Ельпидия, и тётка Диспения, и молодая сестра Влатта и проводили жизнь в молитве и трудах; выручаемые же за труды деньги употребляли в пользу нуждающихся. Диспения и Влатта, поступившия в девичий монастырь, вскоре скончались; престарелая Ельпидия, пожив ещё несколько времени при внуке, поступила в монастырь. Сюда часто присылал к ней Феодор женщин и девиц, нуждавшихся в добром влиянии, и она привлекала их к молитве, посту и добрым делам; многих из них сумела отвлечь от дурной жизни и удержать на добром пути.

Похоронив свою бабушку, Феодор получил извещение и о смерти матери. – «Не умерла мать моя, но и теперь живёт и будет жить во веки!» – сказал он, и предался посту и молитве об упокоении души своей матери, а от богатого наследства, оставшегося после её смерти, отказался.

Многие из исцелённых Феодором и обращённых им на спасительный путь, а также слышавшие о жизни его и чудесах оставляли дома свои и поселялись близ подвижника. Святость его была как бы центром, привлекающим к себе Боголюбивые души, которым привольно было процветать под животворным влиянием такого светила. Для таких пришельцев, готовых к иноческой жизни, Феодор основал монастырь, который стал управляться под его руководством и по написанному им уставу и из которого многие иноки, ученики его, прославились высокой жизнью.

Между тем кончил жизнь епископ Анастасиопольский; тогда граждане единодушно избрали на его место Феодора. Невольно подчинился он общему желанию и никогда не переставал скорбеть об оставлении своего монастыря. Одиннадцать лет однако же он трудился для своей паствы в сане епископа. Продолжавший таинственно и чудно руководствовать Феодора св. великомученик Георгий, явись ему снова в сонном видении, запретил ему покидать епархию, которая нуждалась в нём...

Наконец, после многих утомительных трудов Феодор, помолясь Богу, чтобы желание его оставить епископство не было вменено в грех ему, собрал клир и народ и просил их избрать другого епископа, и по разрешении Цареградского патриарха Кириака и императора Маврикия, которые написали Анкирскому митрополиту, чтобы «он не препятствовал угоднику Божию, желающему жить в безмолвии», возвратился в свой монастырь, где и продолжал своё подвижничество, прославляемое от Бога многими поразительными чудотворениями. Между прочими повествуется об одном, явленном как бы в доказательство того, что Богу неугодны приношения, источником которых служит неправедно приобретённое имущество... Когда бывшая в монастыре Сикеотском церковь во имя св. великомуч. Георгия оказалась не довольно поместительной для умножившегося числа братий, то Феодор построил церковь более просторную – во имя Архангела Михаила. Между прочими принадлежностями для службы в новом храме понадобился новый сосуд для совершения Божественных Таин, которые до сих пор совершались в маленьком мраморном сосуде. Феодор послал диакона своего купить серебряный сосуд в Константинополе. Посланный привёз богатый, художественно-сделанный серебряный сосуд. Феодор же, взглянув на него, не захотел его принять, сказав, что он зачернён и смраден... Послали обратно сосуд к золотых дел мастеру, и тогда оказалось, что он был сделан из серебряной вещи, принадлежавшей прежде женщине, которая приобрела эту вещь нечистым способом...

Вообще, много было случаев, оправдавших чудную прозорливость Феодора; в бытность свою в Константинополе, который он посетил два раза по желанию патриарха и императора, принимавших его с большой честью, он в последнее своё посещение, при императоре Фоке (602–610), предсказал близкую кончину патриарха и будущие бедствия Церкви и государства.

Дожив до глубокой старости, Феодор, во всю свою жизнь напутствоваемый чудным покровительством св. великомуч. Георгия, не был оставлен им и при смерти, о которой известил его св. Георгий, когда, явясь ему во сне и вручая жезл, приказывал идти за собой в дальний путь...

Жизнь Феодора описана учеником его Евсевием (в иночестве Георгием), свидетелем многих чудес преподобного, «а чего он сам не видал, то написал по рассказу очевидцев или исцелённых святым, многое слышал и от самого святого». В конце жития сказано, что св. Феодор скончался 22 апреля, в третий год правления Ираклия (613).

Примечания
1* „Месяцесл. Востока“ архим. Сергия, т. II, ч. II.