† Память о святом Василии, епископе Рязанском
В сказании «о граде Муроме и о епископьи его» читаем: «неколикое время бысть во граде Муроме епископ праведен, именем Василий, сего добляго жития нетерпя враг, нача нань споны творити». По другому известию о св. Василии, спустя много лет после благов. Муромского князя Петра прибыл в запустевший Муром князь Георгий Ярославич, поставил себе двор, и тоже сделали бояры его и купцы. – Князь возобновил древний храм Благовещения и другой св. страстотерпцев Бориса и Глеба, поставил у церкви мучеников дом для епископа и призвал на кафедру епископа Василия, человека праведного и благочестивого. – По тому и другому известью против праведного святителя восстали с подозрениями в нечистой жизни его, от того только, что видали в его келье девушку; чернь и знать потребовали, чтобы Василий оставил Муром. «Возсташа на св. владыку, говорит ещё иной памятник, и поругашася ему, ни святительства его убояшася, ни благолепия честных его седин устыдешася и спасеннаго его учения отвергошася и из града Мурома изгнаша». Древняя повесть говорит: «приидоша к епископу в дом тоя ради вины изгонити из епископьи. Епископ же приим икону Предвечного написана Младенца и Богородицы, на нюже имеяше надежю о всяцем спасеньи своем, пойде из епископьи и провожаху его до реки Оки». По другому сказанию, праведник уверял народ в своей невинности; но его не слушали и хотели даже убить. Тогда сказал он: «отцы и братья! дайте мне время до утра». Затем молился он со слезами во всю ночь в храме мучеников, с наступлением дня совершил литургию и взял с собой ту святую икону, которую принёс с собой просветитель Мурома св. князь Константин. «И хотяху, продолжает древняя повесть, дати ему отплыти судно мало. Святый же стоя на брезе, снем манатью и простре на воду и вступи на ню, нося Божий и Богородичный образ. И абие духом бурным несен бысть с образом противу струям, отюдуже река течет. Поведаху же, яко бысть се в 3 часу дни и того же дни, в 9 час, Божиим неизреченным повелением приплы на манатьи своей вверх в место, еже ныне зовомо старая Рязань. Князь же Рязанский Олег срете со кресты. «Ту бо тогда пребываху князя Рязанстии. Чудесная же та икона, юже епископ принесе, и до ныне в Рязани есть. Он бо верою упова на Ню (Богородицу), Сия же милостью удиви, хотя явити без порока раба Своего».
Современностью св. Василия кн. Юрию, возобновителю Мурома, и кн. Олегу поставляется вне всякого сомнения то, что св. Василий епископ жил и почил в средине XIV века. По летописям, князь Юрий Ярославич, сын князя Ярослава Юрьевича Муромского и младший брат кн. Василия, возобновил на старом месте Муром в 1351 г. после того, как Муромский край не раз опустошаем был Татарами. Возобновителю Мурома естественно было пожелать, чтобы кафедра епископа была поставлена в его новом городе, тем более, что это был город, освящённый пребыванием св. кн. Глеба и город старшего из княжеств Рязанских; да и новая Рязань так была опустошена перед тем, что Рязанский князь Ярослав (Димитрий) Александрович жил (в 1343 г.) в Ростиславле, малом городке на Оке, близ Каширы. Между тем и в Муроме блаж. Василий, по возвращении своём из Москвы после хиротонии, не мог уже застать князя Юрия: тот в 1354 г. изгнан был кн. Феодором Глебовичем и хотя домогался возвратить себе Муром, но умер в темнице. Волнения сильные происходили тогда в Муроме, и они, конечно, были в связи с печальной судьбой блаж. святителя. Эти волнения, плод княжеских раздоров, объясняют нам происхождение клеветы, взведённой на святителя, клеветы дикой, мало доступной для простодушного народа, без участия стороннего.
У кн. Олега Ивановича блаж. Василий нашёл самый радушный приём. Он пользовался уважением и князей Рязанских и первосвятителей России. Святитель Алексий писал о нём грамоту на Червлёный Яр, с строгим обличением своеволию паствы. Князь Олег в грамоте своей Ольгову монастырю писал: «милосердием Божиим, молитвою отца моего князя великого Ивана Александровича и благословением Василия, епископа Рязанского и Муромского, я, князь великий» и пр.. Князь Олег пожаловал уважаемому святителю несколько сёл с богатыми угодьями и с правом суда; а Пронский князь Владимир Дмитриевич дал место на Дону с бобровыми гонами. Блаженный святитель не долго управлял Рязанской паствой. Он, как видно, созрел в жизни духовной и до поступления на кафедру. Блаженная кончина его последовала 3 июля 1360 г.. Надгробная надпись давнего времени говорит: «перенесены мощи, иже во святых отца нашего Василия, епископа Рязанского и Муромского чудотворца, из старого Острога, от церкви св. страстотерпцев Бориса и Глеба, в новопостроенную церковь Успения Пресвятые Богородицы, преосвященным Феодоритом, архиепископом Рязанским и Муромским. Это происходило 10 июня 1609 г.. С того времени каждый год праздновали июня 10 память св. Василия, епископа Рязанского, как видно по записям кафедры; на водосвятной чаше 1653 г., устроенной архиеп. Мисаилом, упоминается «св. Василий епископ Рязанский чудотворец» вместе с князьями Борисом и Глебом; а на серебр. кресте 1655 г. св. Василий изображён с св. Ионой митрополитом. Указом Синода 1814 г. дозволено праздновать апреля 12-го чудотворной иконе Муромской, прославившей невинность святителя, а его память – в неделю всех святых. О нём же вспоминается мая 21 вместе с св. князем Константином Муромским.
«Не прикасайтеся к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла» (Пс. 104:15). «Слушающий вас (иерархов) Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10:16). Эти слова Господа сами собой становятся в заключение истории святителя Василия.