
Псалом 34
Псалом принадлежит Давиду и написан во время гонений от Саула. Так, напр., Давид говорит здесь о своей полной невинности пред Богом (Пс.34:7, 12–15, 19, 20) и незаслуженности преследований; враги искали лишить его жизни (Пс.34:4), строили против него козни (Пс.34:7, 20). Подобным положение Давида было при Сауле.
Господи! Выступи на мою защиту от врагов, замышляющих против меня зло (1–6). Пусть враги мои погибнут от посланного Тобою Ангела, а я всем существом моим буду восхвалять Тебя (7–10). За добро мое к ним и сочувствие они платят одним злом и лицемерием (11–16). Не дай восторжествовать надо мною одиноким моим врагам, злоумышляющим против меня (17–21). Ты видел мои незаслуженные страдания и радость врагов моим бедствиям; подвигнись на мою защиту и дай мне возможность всегда восхвалять Тебя (22–28).
- Псалом Давида.
«Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною» – образ заимствован из человеческого суда, где каждой стороне предоставлялось право доказывать свою невинность фактами своей деятельности. Давид исповедует, что самый строгий суд не найдет в нем такой вины и не оправдает его врагов.
- Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною;
- возьми щит и латы и восстань на помощь мне;
Образы Бога, выступившего на защиту Давида, заимствованы из порядка вооружения воина, идущего на битву.
- Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло;
- да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет их;
«Ангел Господень да прогоняет» и «преследует их» – указание одной стороны деятельности Ангела-хранителя: он изгоняет и преследует людей нечестивых, оберегая таким способом праведника от их нападений. – «Путь их темен и скользок» – их предприятия против праведника да будут неудачны, да встретят препятствия, подобно тому, как встречает их путешественник в темную ночь на скользком пути.
- А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него.
«Все кости мои скажут». Кости, как самая твердая часть организма и носительница всего тела, скрытая внутри, означает глубину благодарного чувства, наполняющего все существо спасенного.
- Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?»
На Давида возводились пред Саулом несправедливые обвинения, как видно из 1Цар. 24:8–10.
- Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня;
«Сиротством душе моей» – оставленность Давида со стороны близких ему людей.
- воздают мне злом за добро, сиротством душе моей.
- Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.
Изображение Давидом того сочувствия, которое ранее находили в нем теперешние его враги и, конечно, Саул. Он всегда болел их бедствиями. – «Молитва моя возвращалась в недро мое» – выражение не ясное. Можно понимать, как внешний прием молитвы с наклоненной на грудь («недро») головою, или в смысле – моя молитва выходила из недр и возвращалась в недра, т. е. была хотя и молчаливой, но глубокой и внутренней.
- Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать.
- А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали;
Совершенно обратным по отношению к Давиду были поступки его врагов: они радовались его бедствию и лицемерили пред ним.
- с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими.
«Львы» – изображение кровожадности врагов, «одинокую мою» душу – меня одинокого.
- чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно;
«Мирные земли», это Давид и немногие его приверженцы, они – мирные, ни на кого не злоумышляющие и не поднимающие волнений среди народа.
- ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы;
«Расширяют... уста» – широко улыбаются при виде моих бедствий.
- Ты видел, Господи, не умолчи; Господи! не удаляйся от меня.
«Пробудись для суда моего» – восстань на мою защиту и на осуждение моих врагов.
- Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой!
«Суди меня по правде Твоей» – по всей справедливости Твоей. Давид смело взывает к суду Божьему, так как сознает свою полную невиновность пред Ним.
- Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною;
Не дай восторжествовать надо мною тем, которые стараются поглотить меня и для которых моя гибель была бы полным удовлетворением их злого желания («по душе нашей» – по нашему желанию).
- Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся моему несчастью; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мною.
«Да радуются и веселятся желающие правоты моей» – спаси меня от врагов, чтобы доставить радость тем, кто желает, чтобы моя правда восторжествовала над неправдой врагов.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке