
Приложение. Фрагменты из Катены Vindob. Theol. Gr. 166
(1, 1) Павел, раб Христа Иисуса
И он именует себя рабом Иисуса Христа,как Бога по природе, пусть даже о Христе говорится как о человеке. Ведь, даже явившись во плоти, Он остается тем, чем Он был, есть и будет, – Богом, хотя и мыслится человеком. Итак, удостоверяя очевидность Его Божественности, он именует себя рабом Иисуса Христа, то есть явившегося в человеческом образе (μορφή) Единородного.
(1, 1) Призванный апостол
Или он называет себя призванным,чтобы не сказали, будто он по своей воле принял на себя имя апостольства и само апостольство, похитив эту честь, подобно так называемым лжепророкам, о которых сказано: Я не посылал пророков, а они бежали; не говорил Я им, а они пророчествовали(Иер. 23:21), но будучи призван к апостольству Духом.
(1, 1) К благовестию Божию
И он тотчас называет благовестие – Божиим,то есть Христовым, ведь, наименовав Христа Иисуса, он говорит, что проповедь о Нём – это благовестие Божие.
(1, 2) Которое Он прежде обещал чрез Своих пророков в Святых Писаниях
И проповедь о Христе не является чем-то недавним, но, напротив, она соблюдалась в предвидении Отца и была предвозвещена гласом святых, в псалмах, в книге Исаии, в благовествованиях, данных через Гавриила. Ведь Бог предвозвестил и провозгласил рождение Христа, и продолжительным было слово о Нём у святых пророков.
(1, 3) О Сыне Своём, Который родился от семени Давидова по плоти
Притом мысли наставляемых в таинстве апостол не ограничивает человечеством, но возводит их к богоприличному достоинству Того, Кто ради нас родился таким, как мы, и между нами. Ведь о неизреченно родившемся по природе от Бога Отца Единородном Сыне, Который, как Бог, превосходит становление (του γενέσθαι), говорится, что Он родился и от семени Давидова по плоти.Тем самым Он, конечно же, собственным явил храм от Святой Девы и истинно усвоил, то есть соединил с Собой воспринятое, дабы не думали, что Он поселился в человеке, но что Он на самом деле стал человеком
(1, 18–19) Подавляющих истину неправдой
Кирилла из «Схолий»
(1, 20) Вечная сила Его и Божество
Итак, невидимымБога он называет Его премудрость и силу, ибо они видимы через рассматриваниесозданий. Ведь можно сказать всякому, пребывающему в заблуждении: «Тебя столь удивляет человек, что он в великом множестве разлился по всей земле, которая, как верят, словно некое средоточие утверждена в самых срединных недрах воздуха. И он, думаю, исповедует, что всякой славы достоин круг солнца, его сияние и бег. Ты непременно прибавишь к этому луну и блистательный хоровод звёзд, но не оставишь без удивления и то, что находится на земле. Потому не скажем ли мы, что приведено это к бытию, без всякого сомнения, премудростью и силой Божией? То есть всякий художник сообразен не природе тех вещей, которые он принялся бы творить, но обязательно принадлежит к другой природе, превосходящей их. Тогда можно ли сомневаться, что если тленную природу имеет получившее начало бытия и во времени призванное к существованию, то Творец его непременно и всячески будет нетленным и вечным?»
(1, 21–23) Они, познав Бога, не прославили Его как Бога
Итак, они никакого оправдания не найдут в день Суда, поскольку, познав Бога,то есть усмотрев славу Божию уже через само величие сотворённых вещей, они не прославили Его как Бога, но осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное их сердце.Ибо хотя они весьма тщательно, как они думают, исследовали природу вещей, они, говорит он, осуетились,последовав пустым умствованиям, провозглашая в своей жизни многобожное заблуждение и «славу Бога» самым неразумным образом изменяя в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся.Ведь хотя высочайшая природа не подлежит количественному измерению и не принимает ни вида, ни облика, они сопоставляют её не только с человеком, но впали в столь безрассудные помышления, что даже уподобляют её птицам, четвероногим животным и ядовитым гадам.
(1, 24–26) Предал их Бог в вожделениях
По этой причине, говорит он, они преданы, словно каким-то врагам, нечистым вожделениям плоти. Ведь как страдающие болезнью глаз убегают от солнечных лучей и гоняются за темнотой, так и повредившие правоту своих мыслей непременно бросаются в умопостигаемый мрак и впадают в нелепые дела, распаляясь врождёнными похотями плоти не потому, что у нас есть сущностное или ипостасное зло, но потому, что желание плоти и движение врождённых похотей всегда неким образом обращено к дурному. И если спасает Бог, то грех становится бездейственным, но если Он ослабит защиту, то одолевают страсти и, словно бы взяв какого-то пленника, порабощают ум своим пожеланиям. Это и означает быть преданным нечистотам, постыдным страстям и превратному уму,не потому что Бог желает этого, попустив людям избрать нечестивую жизнь. Ведь если бы Бог желал этого, Он не радо- вался бы о тех, которые каются и обращаются от зла к добродетели; ибо Он нераскаянно всегда пребывает в радости о добре, а не так, будто в одно время Он радуется добру, а в другое – злу.
Источники
Catena in Acta ss. Apostolorum e cod. Nov. Coll. / ed. J.A.Cramer. Oxford: Oxonii e typographeo academico, 1838 [rHildesheim: Georg Olms, 1967].
Catena in Epistolas Catholicas, accesserunt Oecumenii et Arethae commentarii in Apocalypsin, ad fidem codd. mss. / ed. J.A.Cramer. Oxford: Oxonii e typographeo academico, 1840 [rHildesheim: Georg Olms, 1967].
Catena in s.Pauli Epistolam ad Romanos ad fidem codd. mss. / ed. J. A. Cramer. Oxford: Oxonii e typographeo academico, 1844 [rHildesheim: Georg Olms, 1967].
Cyrille d’Alexandrie.Deux dialogues christologiques / ed. G.-M. de Durand. Paris: Cerf, 1964. (SC; vol. 97).
Cyrille d’Alexandrie.Dialogues sur la Trinite I / ed. G.-M. de Durand. Paris: Cerf, 1976. (SC; vol. 231).
Cyrille d’Alexandrie.Dialogues sur la Trinite II / ed. G.-M. de Durand. Paris: Cerf, 1977. (SC; vol.237).
Cyrille d’Alexandrie.Dialogues sur la Trinite III / ed. G.-M. de Durand. Paris: Cerf, 1978. (SC; vol.246).
Patrum nova bibliotheca / ed. A. Mai. Romae: Typis Vaticanis, 1845. T.3.
Patrum nova bibliotheca / ed. A. Mai. Romae: Typis Vaticanis, 1849. T.5.
S.P.N. Cyrilli archiepiscopi Alexandriniin D. Johannis Euangelium. Accedunt fragmenta varia necnon tractatus ad Tiberium diaconum duo / ed. Ph.E.Pusey. Oxford: Oxonii e typographeo academico, 1872. Vol.2, 3 ['Bruxelles: Culture et civilisation, 1965].
Septuaginta: Vetus Testamentum Graecum auctoritate Societatis Litterarum Gottingensis editum. Genesis / ed.J.W.Wevers. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1974. Vol.I.
Septuaginta: Vetus Testamentum Graecum auctoritate Societatis Litterarum Gottingensis editum. Deuteronomium / ed.J.W.Wevers. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1977. Vol.III, 2.
Septuaginta: Vetus Testamentum Graecum auctoritate Societatis Litterarum Gottingensis editum. Sapientia Salomonis / ed.J.Ziegler. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1982. Vol.XII, 1.
Pauluskommentare aus der Griechischen Kirche / hrsg. K.Staab. Münster i. W.: Aschendorff, 1933.
Cirillo diAlessandria.Commento alla Lettera ai Romani / trad.V.Ugenti. Roma: Citta Nuova, 1991.
Свт.Кирилл Александрийский.Ответы Тиверию диакону с братией / перевод с сирийского и примечания Е.А.Заболотного, М.Г.Калинина; перевод с древнегреческого, предисловие и примечания иером.Феодора (Юлаева) // БВ. 2015. № 18–19. Вып. 3–4. С.342–379.
Свт. Кирилл Александрийский.Разъяснение догматов / перевод с древнегреческого, предисловие и примечания иером.Феодора (Юлаева) // БВ. 2016. № 20–21. Вып.1–2. С.298–326.
Творения свт.Кирилла Александрийского. М.: Паломник, 2001. Кн.2.
Творения свт.Кирилла Александрийского. М.: Паломник, 2002. Кн.3.
Творения блаженного Феодорита Кирского. М.: Паломник, 2003.
Творения свт.Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. СПб.: СПбДА, 1903. Т.9. Кн.2.
Творения свт.Никифора, архиепископа Константинопольского. Ч.1. М.: СТЛ, 1904. (ТСО; т.65).
Творения свт.Никифора, архиепископа Константинопольского. Ч.2. М.: СТЛ, 1907. (ТСО; т. 67).
Никулин М., свящ.«Толкование на Послание к Евреям» свт. Кирилла Александрийского: проблематика, обзор источников, изданий и исследований // ХЧ. 2017. № 4. С.55–66.
Ткачёв Е. В.Катены // ПЭ. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2013. Т. 31. С.696–750.
Феодор (Юлаев), иером. и др.Кирилл, свт., архиеп.Александрийский // ПЭ. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2014. Т. 34. С.225–291.
Jouassard G.L’artivité littéraire de St. Cyrille d’Alexandrie jusquà 428. Essai de chronologie et de synthese // Mélanges E. Podechard. Lyon, 1945. P.159–174.
Margerie B., de.Introdurtion à l’histoire de l’exégese. Paris: Cerf, 1980. Vol.1. P. 270–303. Χρήστου Π.Ελληνική Πατρολογία. Τ. Δ’. Θεσσαλονίκη:
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке