Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Аннотация

Продолжение публикации перевода христологического трактата святителя Кирилла Александрийского. Представлен первый отдел его основной части, содержащей комментарий к избранным местам Нового Завета. В предисловии дается обзор содержания основной части трактата. В примечаниях к переводу отражены особенности библейских цитат у святителя, указываются цитируемые в позднейших письменных памятниках места, отмечаются некоторые стороны богословского учения свт. Кирилла.

В предыдущем номере «Богословского вестника» была начата публикация крупного полемического сочинения свт. Кирилла Александрийского – книги «О правой вере к царевнам», входящей в цикл трактатов-посланий «О правой вере». Был предложен перевод и анализ ее вступительной части. Теперь мы переходим к основной части книги, представляющей собой подборку цитат из Нового Завета с краткими толкованиями. Она открывается перечнем вопросов, рассматриваемых в последующих главах (гл. 21), но данные здесь названия отделов и их порядок не соответствуют в точности дальнейшему содержанию; это не «оглавление» в строгом смысле, а, скорее, общий обзор тем. Отделы в той последовательности, как они представлены в самом тексте трактата, следующие:

• О том, что Христос – Бог по единству с Богом Слово, восходя в Его славу (гл. 22–132);

• О том, что Христос – жизнь и животворящий (гл. 133–136);

• О том, что один есть Сын и Господь Иисус Христос (гл. 137);

• О том, что вера во Христа – как в Бога (гл. 138–144);

• О том, что Он – жизнь (гл. 145–147);

• О том, что Он – умилостивление через веру (гл. 148);

• О том, что мы искуплены и получили примирение с Богом Кровию Его (гл. 149);

• О том, что мы искуплены Кровию Христа (гл. 150);

• О том, что смерть Христа спасительна для мира (гл. 151–161);

• О том, что один Сын Божий и Господь Иисус Христос (гл. 162–179);

• О том, что один Сын и Господь (гл. 180–193);

• О том, что вера во Христа – как в Бога (гл. 194–215);

• О том, что вера – во Христа (гл. 216–217).

В каждом отделе избранные места Священного Писания располагаются в порядке библейских книг, которые составляют подразделы, вводимые дополнительными заглавиями: «Из Послания к Римлянам», «Из Послания к Коринфянам» и т. д., а внутри этих подразделов – в последовательности глав той или иной новозаветной книги. Книга не имеет заключения (обычного в таких случаях славословия Святой Троице) и с окончанием последней главы текст просто обрывается как бы на полуслове. Подобранные библейские места сопровождаются лаконичными толкованиями, содержание которых строго догматическое и всецело подчинено задачам текущей полемики.

Большинство глав сосредоточено на утверждении ключевого тезиса: Христос есть Бог. Часто рассуждения завершаются выводом: «следовательно, Христос – Бог» (гл. 44, 63, 79, 85, 91, 96 и др.), либо риторическим вопросом: «каким тогда образом Христос – не Бог?» (гл. 26, 29, 32, 37, 39, 46 и др.). Не раз напоминается, что имя «Иисус Христос» указывает на вочеловечившееся Слово (гл. 34, 52, 73). Многократно отвергается понимание Христа как «обычного человека» (κοινὸς ἄνθρωπος) (гл. 22, 58, 59, 73, 101, 150, 179, 207), свойственное, по представлению святителя, его оппонентам. Не менее настойчиво отстаивается единство Христа. Подчеркивается, что Его нужно мыслить вместе Богом и человеком (гл. 71, 79, 98, 174, 183). Хотя Слово стало плотью, один есть Сын и Господь (гл. 137). Необходимо говорить об «истинном единении» (ἕνωσις ἀληθής) Слова и воспринятой плоти (гл. 166). В противоположность «простому сочетанию в лицах и по воле» (ἐν προσώποις καὶ κατὰ θέλησιν συνάφεια ἁπλή) утверждается «единение по ипостаси» (ἕνωσις καθ᾿ ὑπόστασιν) (гл. 162). Сын или Христос – «единый из обоих» (εἷς ἐξ ἀμφοῖν) (гл. 170, 189, 192, 193) по «домостроительному единению» (καθ᾿ ἕνωσιν οἰκονομικήν) (гл. 172).

Единство Христа подкрепляется рядом сотериологических аргументов. Слово усвоило Себе, сделало «собственной» (ἴδιος), плоть, подверженную страданию (гл. 179), так что Оно усваивает и страдания собственной плоти. Если бы во Христе отдельно (διῃρημένως) был человек, тогда нельзя было бы сказать, что Бог отдал Своего Сына для спасения мира (гл. 163). Он оправдывает нас собственной кровью (гл. 148) и примиряет нас с Отцом смертью собственного тела (гл. 151). Его крестное страдание оказывается «достаточным» (ἱκανόν) для искупления всех, потому что это смерть не обычного человека, а воплощенного Слова (гл. 154). Если бы Он был обычным человеком, Его кровь не могла бы стать равноценной (ἀντάξιον) жизни всех. Но поскольку Он был «ценнее» (ἀξιότερος) всех, как Бог во плоти, постольку Он был в состоянии уплатить (ἀξιόχρεως) Своей кровью за искупление всего мира (гл. 150). Если бы Он был «простым» (ψιλός) человеком, мы так и остались бы мертвы. Однако будучи Богом во плоти, Он хотя и пострадал плотью как человек (ἀνθρωπίνως), но как Бог (θεϊκῶς) восставил храм Своего тела, чтобы воскресить с Собой нас (гл. 153).

В целом, это обширное сочинение имеет характерные черты христологии свт. Кирилла Александрийского, как она сложилась накануне III Вселенского (Эфесского) Собора, а также иллюстрирует искусное владение логической аргументацией, которое у святителя счастливо сочетается с проникновением в тонкости библейского текста. Вниманию читателей предлагается первый отдел основной части трактата, включающий около половины ее общего объема. Как и во вступительной части, взятый за основу перевод священника Василия Дмитриева существенно переработан и приведен в соответствие с новейшим изданием Э. Шварца. Принципы воспроизведения библейских цитат у святителя и использованные издания текста Священного Писания и его русских переводов те же, что и в предыдущей публикации.

Примечания
1* Cyrillus Alexandrinus. Oratio ad Arcadiam et Marinam augustas de fide (CPG 5219).
2* Феодор (Юлаев), иером. 2017.
3* Видимо, именно такой порядок новозаветных книг был принят в Александрийской Церкви того времени. Он довольно своеобразен. См.: Феодор (Юлаев), иерод. 2009. С. 70. Примеч. 10; Феодор (Юлаев), иером. 2017. С. 438. Примеч. 14.
4* Подробный анализ содержания и христологической терминологии книги «О правой вере к царевнам» в ряду других антинесторианских трактатов 429–430 гг. см.: Loon 2009. P. 433–454.
5* ACO 1, 1 (5). P. 70–94.
6* См.: Феодор (Юлаев), иером. 2017. С. 442–443. Примеч. 30.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист