
Аннотация
Продолжение публикации перевода христологического трактата святителя Кирилла Александрийского. Представлен первый отдел его основной части, содержащей комментарий к избранным местам Нового Завета. В предисловии дается обзор содержания основной части трактата. В примечаниях к переводу отражены особенности библейских цитат у святителя, указываются цитируемые в позднейших письменных памятниках места, отмечаются некоторые стороны богословского учения свт. Кирилла.
В предыдущем номере «Богословского вестника» была начата публикация крупного полемического сочинения свт. Кирилла Александрийского – книги «О правой вере к царевнам»
• О том, что Христос – Бог по единству с Богом Слово, восходя в Его славу (гл. 22–132);
• О том, что Христос – жизнь и животворящий (гл. 133–136);
• О том, что один есть Сын и Господь Иисус Христос (гл. 137);
• О том, что вера во Христа – как в Бога (гл. 138–144);
• О том, что Он – жизнь (гл. 145–147);
• О том, что Он – умилостивление через веру (гл. 148);
• О том, что мы искуплены и получили примирение с Богом Кровию Его (гл. 149);
• О том, что мы искуплены Кровию Христа (гл. 150);
• О том, что смерть Христа спасительна для мира (гл. 151–161);
• О том, что один Сын Божий и Господь Иисус Христос (гл. 162–179);
• О том, что один Сын и Господь (гл. 180–193);
• О том, что вера во Христа – как в Бога (гл. 194–215);
• О том, что вера – во Христа (гл. 216–217).
В каждом отделе избранные места Священного Писания располагаются в порядке библейских книг
Большинство глав сосредоточено на утверждении ключевого тезиса: Христос есть Бог. Часто рассуждения завершаются выводом: «следовательно, Христос – Бог» (гл. 44, 63, 79, 85, 91, 96 и др.), либо риторическим вопросом: «каким тогда образом Христос – не Бог?» (гл. 26, 29, 32, 37, 39, 46 и др.). Не раз напоминается, что имя «Иисус Христос» указывает на вочеловечившееся Слово (гл. 34, 52, 73). Многократно отвергается понимание Христа как «обычного человека» (κοινὸς ἄνθρωπος) (гл. 22, 58, 59, 73, 101, 150, 179, 207), свойственное, по представлению святителя, его оппонентам. Не менее настойчиво отстаивается единство Христа. Подчеркивается, что Его нужно мыслить вместе Богом и человеком (гл. 71, 79, 98, 174, 183). Хотя Слово стало плотью, один есть Сын и Господь (гл. 137). Необходимо говорить об «истинном единении» (ἕνωσις ἀληθής) Слова и воспринятой плоти (гл. 166). В противоположность «простому сочетанию в лицах и по воле» (ἐν προσώποις καὶ κατὰ θέλησιν συνάφεια ἁπλή) утверждается «единение по ипостаси» (ἕνωσις καθ᾿ ὑπόστασιν) (гл. 162). Сын или Христос – «единый из обоих» (εἷς ἐξ ἀμφοῖν) (гл. 170, 189, 192, 193) по «домостроительному единению» (καθ᾿ ἕνωσιν οἰκονομικήν) (гл. 172).
Единство Христа подкрепляется рядом сотериологических аргументов. Слово усвоило Себе, сделало «собственной» (ἴδιος), плоть, подверженную страданию (гл. 179), так что Оно усваивает и страдания собственной плоти. Если бы во Христе отдельно (διῃρημένως) был человек, тогда нельзя было бы сказать, что Бог отдал Своего Сына для спасения мира (гл. 163). Он оправдывает нас собственной кровью (гл. 148) и примиряет нас с Отцом смертью собственного тела (гл. 151). Его крестное страдание оказывается «достаточным» (ἱκανόν) для искупления всех, потому что это смерть не обычного человека, а воплощенного Слова (гл. 154). Если бы Он был обычным человеком, Его кровь не могла бы стать равноценной (ἀντάξιον) жизни всех. Но поскольку Он был «ценнее» (ἀξιότερος) всех, как Бог во плоти, постольку Он был в состоянии уплатить (ἀξιόχρεως) Своей кровью за искупление всего мира (гл. 150). Если бы Он был «простым» (ψιλός) человеком, мы так и остались бы мертвы. Однако будучи Богом во плоти, Он хотя и пострадал плотью как человек (ἀνθρωπίνως), но как Бог (θεϊκῶς) восставил храм Своего тела, чтобы воскресить с Собой нас (гл. 153).
В целом, это обширное сочинение имеет характерные черты христологии свт. Кирилла Александрийского, как она сложилась накануне III Вселенского (Эфесского) Собора
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке