Память свв.равноапп.Климента Охридского, Наума , Саввы, Горазда и Ангеляра
Св.Климент родился ок.840 г. и, вероятно, был по происхождению славянином. Еще совсем молодым он стал учеником св. Мефодия [11 м.] и всю свою долгую жизнь старался подражать духовному отцу. От него и его брата Константина (в схиме Кирилла) он перенял любовь к святым письменам и горячее желание проповедовать варварским народам Благую Весть на их родном языке.
После смерти св. Мефодия (885) его заклятый враг, епископ Вихинг, ополчился на учеников апостола славян. Под влиянием их проповеди в народе распространялось Православие и население отвращалось от франкского влияния. Вихинг донес на них моравскому князю Святополку, обвинив миссионеров в заговоре. Когда их привели к князю, Климент и Горазд объяснили, что не восставали против его власти, но защищали православный догмат о Святой Троице и боролись против добавления к Символу веры «и от Сына».
Князь остался глух к богословским аргументам и выдал святых миссионеров немцам.
Те одних бросили в темницу, а других продали в рабство.
Руководители византийской миссии Горазд, Климент, Наум (Лаврент), Савва и Ангеляр были брошены в тюрьму. Их заковали в цепи и запретили общаться с близкими. Но в этом испытании они утешались Господом и укрепляли силы молитвой.
Вскоре в месте их заточения произошло землетрясение, во время которого они освободились от цепей. Но вместо того чтобы признать в этом знамение Божие, Святополк приказал заковать их в еще более тяжелые цепи и обращаться с ними еще хуже. Через три дня чудо повторилось, но князь велел снова заковать их и оставить в темнице израненных и без еды.
Затем отряд грубых и жестоких воинов вывел святых из темницы, чтобы изгнать из Моравского княжества. Климент, Наум, Ангеляр и Савва направились к Дунаю в надежде достичь Болгарии. По дороге они остановились в селении, где нашли радушный прием у одного из жителей. Когда они находились в этом доме, у хозяина внезапно умер сын. Святые помолились Господу – и ребенок воскрес, как некогда Лазарь, друг Христов. Перебравшись через Дунай, миссионеры прибыли в Белград, где правитель, уже извещенный о них, без промедления доставил их ко двору болгарского князя Бориса, который очень хотел принять у себя этих людей Божиих.
Святой князь встретил их с великими почестями, возблагодарив Бога, приведшего в его страну равноапостольных проповедников веры, и подробно расспрашивал об их злоключениях. Во время их пребывания при дворе князь часто звал святых к себе и просил научить его церковным догматам, житиям святых и обязанностям христианского правителя.
Спустя некоторое время (885) он поручил Клименту евангелизацию областей Кутмичевицы, Охрида и Главницы. Благодаря поддержке местных властей святому удалось быстро посеять семена Евангелия и собрать около трех с половиной тысяч учеников. Вместе с Благой Вестью он учил их созданному св. Кириллом алфавиту. Климент видоизменил его и использовал для записи переводов многих византийских трудов, чтобы новая Церковь могла строиться на прочных основаниях апостольской традиции. Он рукоположил более трехсот учеников и оставил их на приходах углублять миссионерскую работу и терпеливо искоренять языческие предрассудки и суеверия.
После смерти Бориса преемником стал его сын Симеон, который выказал такую же ревность в евангелизации своего народа. Он с большим уважением относился к св. Клименту, считая его своим духовным отцом, и поставил его епископом Белицким (Дрембицким), в юрисдикцию которого входила Западная Македония. Первый иерарх славянского происхождения, св. Климент показал себя достойным преемником апостолов и удвоил труды проповеди и просвещения народа – того дела, которое он считал важнее хлеба насущного.
В свободное время Климент продолжал переводческую деятельность Кирилла и Мефодия, а все ночи проводил в молитве. Чувствуя недостаток проповедников, он перевел на славянский язык ряд проповедей, посвященных основным праздникам годового круга, которые священники могли бы читать, наставляя народ в учении святых отцов. Он также перевел и
составил службы святым и с большим вниманием относился к должному проведению богослужений, что более других средств способствовало обращению и просвещению народа. Св.Климент основал в Охриде монастырь, посвященный вмч.Пантелеимону, и церковь, в которой любил уединяться.
Однажды, когда епископ пришел в Охрид с пастырским визитом, два парализованных слепца у его ног умоляли о помощи. Убедившись, что их никто не видит, святой поднял глаза к небу – и оба недужных тотчас выздоровели.
После двадцати лет апостольских трудов св. Климент, достигнув преклонных лет, попросил царя Симеона отпустить его на покой в Охридский монастырь, чтобы он мог свои последние дни посвятить молитве. Удивленный царь сказал, что не может представить никого другого на архиепископской кафедре и что он предпочитает сам отречься от престола, нежели отпустить святого. Св.Клименту пришлось подчиниться и пообещать, что он больше не будет говорить о своем уходе.
Однако, вернувшись в монастырь, он заболел. После видения равноапостольных Кирилла и Мефодия, предупредивших его о скорой кончине, он привел в порядок дела, написал «Завещание» и 27 июля 916 г. отошел ко Господу. Вскоре он был прославлен как святой апостол Болгарии, которая обязана ему не только евангелизацией и первой церковной организацией, но и основами культуры, которую она впоследствии передала России и другим славянским народам.