Память прп. Феодорита Кольского, просветителя лопарей
Св.Феодорит – один из ярчайших представителей русского миссионерства. Он родился ок. 1490 г. в Ростове. В тринадцать лет отрок поступил в Соловецкий монастырь и был отдан под руководство одного из учеников св. Зосимы [17 ап.], которого также звали Зосима. Через пятнадцать лет Феодорит был рукоположен в диакона. Затем, проведя еще один год возле духовного отца, он отправился паломником в различные монастыри.
Некоторое время Феодорит провел у св. Александра Свирского [30 авг.] и два года в Кирилло-Белозерском монастыре. После этого он удалился в окрестности обители, основанной Порфирием, [бывшим] игуменом Троице-Сергиевой лавры (1521–1525), дабы там проводить жизнь отшельника. В эти годы Феодорит входил в число сторонников св. Нила Сорского [7 м.], выступавших против монастырского землевладения. Затем он вернулся к духовному отцу, чтобы помогать ему вплоть до его блаженной кончины.
Феодорит постоянно желал найти место, благоприятное для безмолвия. Ради этого он удалился на Север, в район р.Колы, который населяли лопари. Там он нашел отшельника по имени Митрофан, рядом с которым и поселился, продолжая строго соблюдать безмолвное и молитвенное житие.
По прошествии двадцати лет Феодорит был вызван в Новгород, где архиепископ Макарий рукоположил его в священника. Он пробыл в этом городе два года в качестве духовника архиепископа и духовного помощника знатных новгородцев. Святой получил от Бога дар исцеления болезней, и особенно способность освобождать грешников от сетей диавола, дабы приводить их на путь покаяния.
Собрав достаточное количество пожертвований, он вернулся на Север с несколькими монахами и построил около р.Колы церковь и Троицкий монастырь. Феодорит ввел в монастыре общежительный устав и при этом советовал монахам полностью отказаться от всякого имущества и питаться трудом своих рук.
Одновременно с основанием монастыря преподобный развернул миссионерскую деятельность в восточной части Кольского полуострова, среди язычников-лопарей. Феодорит проповедовал туземцам на их языке, который выучил на Соловках, а сияние его святости неодолимо привлекало души к вере. Благодаря этому крещение от него приняли две тысячи лопарей. Феодорит перевел некоторые библейские тексты на язык лопарей и обратил к монашеской жизни наиболее пламенных неофитов.
Однако преподобный был вынужден покинуть свой монастырь, возможно, из-за противодействия некоторых монахов, и провел два года игуменом небольшой обители близ Новгорода (1547–1549). Затем царь Иван IV назначил его архимандритом Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Но там Феодорит столкнулся с монахами, которые жили так, как они хотели, и выступали против нестяжания, которому учили святые отцы. Его противники дошли даже до того, что обвинили его в «лютерской» ереси.
Когда старец Артемий и другие монахи-нестяжатели были осуждены Собором за поддержку еретика Матфея Башкина (1554), епископ Суздальский воспользовался этим, чтобы обвинить св. Феодорита в тайной связи с еретиками. Артемий был сослан в Соловецкий монастырь, а Феодорит – в Кирилло-Белозерский. Там он страдал от дурного обращения, которому его подвергали недоброжелательно настроенные монахи. Наконец, благодаря вмешательству князя Андрея Курбского, митрополит св. Макарий Московский [30 дек.] повелел перевести преподобного в Спасов монастырь в Ярославле.
В 1557 г., когда святой был уже в возрасте и болен, Иван IV отправил его в Константинополь, чтобы добиться у патриарха Константинопольского официального подтверждения царского титула. Его Великий князь Московский стал носить с 1547 г. Эта поездка увенчалась успехом, и святой вернулся в Россию вместе с митрополитом Кизическим, который вез патриаршую грамоту, утверждавшую русское государство в качестве преемника Византии. Св.Феодорит, которого царь щедро вознаградил, поспешил раздать бедным врученные ему дары, а затем удалился в Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде.
Несмотря на преклонный возраст, он предпринял два путешествия в свой монастырь на р.Коле. Прп.Феодорит мирно отошел ко Господу 17 августа 1571 г.