Память преподобного Никифора Безмолвника
Св. Никифор был родом из Италии. Он обратился в Православие и, покинув страну и семью из любви к истине, отправился в Византию. После компромиссной унии с латинской Церковью, подписанной во время Лионского Собора (1274) императором Михаилом VIII Палеологом, св. Никифора отправили в ссылку. Возможно, именно тогда он написал трактат «Об исхождении Святого Духа».
Желая исповедовать истинную веру не только на словах и в трактатах, но и всей жизнью, Никифор принял монашество на Святой Горе Афон – в очаге добродетелей и месте перехода от земли к Небу. Многие годы он смиренно слушался старцев и постиг основы святого безмолвия, науки всех наук. Он основал маленькую общину на самых отдаленных склонах Афона, где основная часть жизни посвящалась хранению помыслов и внутренней молитве.
Для приготовления учеников к борьбе с силами тьмы св. Никифор написал антологию с отрывками из житий и произведений святых отцов под названием «О трезвении и хранении сердца». Но он заметил, что многие начинающие ученики никак не могут обуздать неустойчивость ума и молиться не отвлекаясь. Тогда он им предложил простой и доступный способ найти место сердечное и в нем со вниманием поминать благословенное имя Иисуса Христа.
«Вы, которые желаете улучить благолепное божественное просвещение Спасителя нашего Иисуса Христа, которые ищете восприять сердечно в чувстве пренебесный огнь... которые хотите сознательно и опытно Царствие Небесное сущим внутрь вас познать и приять,– приидите, и я поведаю вам науку... или лучше метод, без труда и пота вводящий действующаго по нему в пристань бесстрастия и избавляющий его от страха прелести или падения от козней бесовских. ...Ибо нам иначе невозможно с Богом примириться и сродниться, если прежде не возвратимся к себе самим, насколько сие в нашей силе, или не войдем в себя самих, отторгая себя... от мирскаго кружения и суетной многозаботливости и привыкая неотступно внимать сущему внутрь нас Царствию Небесному».
Перед рассказом об этом методе св. Никифор советует ученикам вести тихий образ жизни вдалеке от всех забот и пребывать в мире со всеми. Затем он переходит к изложению своего способа.
Следует войти в келью и сесть в угол. Потом сосредоточиться умом, а дыханием ввести ум в сердце. Вначале это упражнение может показаться трудным и принудительным, так как неустойчивый ум восстает против такого стеснения. Но со временем он чувствует неописуемую радость, когда при каждом дыхании возвращается в самый очаг души, «как муж некий, бывший в отлучке от дома, когда возвратится, сам себя не помнит от радости, что опять увиделся с детьми и женою». Сведен ли ум в сердце или же только сосредоточивает свое внимание на дыхании, ум не должен оставаться без дела и действия, но должен отгонять все мысли и не переставая внутри себя вопиять: Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного!
Опираясь на собственный опыт, Никифор уверяет, что такое действие неизбежно откроет каждому место сердца. И «приидет... к тебе, при многовожделенном и сладостном внимании, и весь лик добродетелей: любовь, радость, мир и прочие, ради коих потом всякое твое прошение исполняемо будет, о Христе Иисусе, Господе нашем...»
Таков знаменитый метод молитвы исихастов, который был полностью принят теми, кто любит молитву, и вызвал столь сильные возражения со стороны рационалистов и приверженцев сугубо внешней христианской жизни.
Среди учеников св. Никифора был св. Феолипт Филадельфийский (1250–1322), высланный с Афона за исповедание Православия. Св. Никифор научил Феолипта Иисусовой молитве, а тот передал учение св. Григорию Паламе [14 н.]. Св. Григорий дал этому методу богословское обоснование и показал основополагающее значение Иисусовой молитвы для православной духовности.
Св. Никифор дожил до глубокой старости. Он написал для своих учеников «Завещание», в котором советует хранить в чистоте веру в Святую Троицу. Преподобный мирно преставился в 1300 г.