Память преподобного Никиты Фивейского и его учеников Феодора, Григория и Даниила
Св. Никита родился в начале XI в. в беотийском гор. Фивы у богатых и благочестивых родителей. В день его крещения Святой Дух явился над ребенком в виде голубя, свидетельствуя о милости, которую он обретет у Бога. Когда Никите исполнилось пять лет, его воспитание было доверено учителям. Он проявил примерное усердие как в учении, так и в стремлении к евангельским добродетелям. Чистота души и смирение привлекали к нему всех соучеников, подобно тому как магнит неизбежно притягивает к себе железо.
Родители прп. Никиты не хотели, чтобы он стал монахом, поэтому в шестнадцать лет он тайно бежал из дома вместе с братом и был принят в монастырь, называемый обителью Феоклита. Вскоре он принял монашеский сан и стал образцом подвижнической жизни. Со времени принятия пострига прп. Никита не давал сна очам и дремания веждам, доколе не находил места Господу в своем сердце (см.: Пс. 131:4–5). Пламенея любовью к Богу, подвижник всей душой желал полностью посвятить себя уединенной молитве, поэтому денно и нощно просил Господа даровать ему благодать безмолвия. Однажды ночью игумену монастыря, в котором подвизался прп. Никита, явился Ангел и велел не препятствовать стремлениям молодого инока. Наутро игумен благословил его на отшельническую жизнь. Взяв с собой брата, святой ушел искать место, подходящее для уединения.
Прп. Никита пришел в Остею и нашел пещеру, которая имела форму большой раковины. Он поселился здесь и провел десять лет в доблестных подвигах, свидетелем которых был один только Бог. Однако молва о добродетелях прп. Никиты быстро распространилась по всем окрестностям. И из тех, кто приходил к нему за спасительными наставлениями, многие просили разрешения остаться вести ангельскую жизнь под его руководством.
Прп. Никита мудро направлял их на пути добродетели и принял священный сан, чтобы совершать богослужения для своей общины. Всю ночь он проводил в молитве, а для того чтобы бороться со сном, ходил по окрестным горам. На рассвете вместе с остальными братиями он приходил в храм, устроенный в пещере. И днем и ночью он подолгу молился, простершись в притворе церкви. Из монастыря прп. Никита выходил очень редко, только тогда, когда это было совершенно необходимо.
О его бедности рассказывали истории. Следуя евангельской заповеди, он не имел второй одежды. Оставив все заботы о пропитании и одежде на волю Промысла Божия, он был занят только постоянным ожиданием прихода Спасителя, ища способы творить угодное Богу.
Когда кто-нибудь из посетителей приносил еду, святой вкушал немного, чтобы избежать тщеславия, но стоило ему остаться в одиночестве, как он возвращался к своей обычной пище: к сухому хлебу и воде. Во время Великого поста он позволял себе это скудное пропитание только по субботам и воскресеньям, а остальные дни проводил в полном воздержании. Но если в эти дни к нему приходили посетители, он ел всё, чем его угощали.
Прп. Никита получил от Господа власть над дикими зверями, которых кормил из рук. Его лицо было всегда приветливо, радостно и исполнено благодати. Слова святого, взятые из Священного Писания или изречений отцов-пустынников, были слаще меда и вызывали слезы сокрушения у всех, кто его слушал. Наставляя учеников, прп. Никита учил их остерегаться козней врага рода человеческого и оберегать сердце от его отравленных стрел – дурных помыслов, которые нужно отбрасывать сразу, как только они приходят. Епископы, священники, монахи и миряне отовсюду стекались к прп. Никите, словно к отцу. Он милосердно утешал их словами или воодушевлял к покаянию и исполнению евангельских заповедей, подавая духовные лекарства больным страстями. Его целительское служение распространялось и на телесные недуги. Постом, молитвой и помазанием он лечил болезни и изгонял бесов.
Однажды святой пришел в один из окрестных монастырей, игумен которого погрузился в заботы о материальном благосостоянии и из-за этого не только пренебрегал заботами о духовных благах, но и вовлекал своих подопечных в эту бессмысленную деятельность, которая гибельна для монаха. Человек Божий стал увещевать игумена возложить надежды на Господа и более всего заботиться о возделывании добродетелей в своей душе. Св. Никита дал ему перед Богом и Ангелами торжественное обещание, что если он будет усердно молиться и совершать положенные богослужения в своем монастыре, то Господь дарует ему не только небесные блага, но и предоставит всё необходимое для земных нужд его общины.
Подвижника уговорили переночевать в этой обители. Ночью он пришел в церковь и долго молился о спасении братии и настоятеля. Тогда ему явился Ангел, дал Небесный хлеб и велел пойти сказать монахам, уже ушедшим на работы: Ищите прежде Царствия Божия... и это всё приложится вам (Мф. 6:33). Когда монахи вернулись с полей, они увидели, что святой ждет их в трапезной, где столы ломятся от яств неземного вкуса. Оставшиеся после этого пира кусочки были благоговейно собраны и в течение многих лет раздавались больным как лекарство.
Священник из соседней деревни, по имени Феодор, часто приходил к прп. Никите беседовать о духовных предметах. Однажды одна из этих бесед затянулась до ночи, и святой предложил священнику остаться переночевать. Когда Феодор встал читать вечернее правило, он увидел в келье святого сверхъестественное сияние, подобное молнии, которое освещало всё вокруг. Подойдя к келье, он увидел, что святой возлежит на роскошном ложе, украшенном великолепными тканями и драгоценными камнями, а по сторонам стоят два Ангела и осеняют его крылами. Чуть позже прп. Никита встал, воздел руки к небу и поднялся над землей с лицом, блистающим от света.
Прп. Никита – живой столп, соединявший своей молитвой землю и Небо, – совершил много и других чудес. Он почил в мире 23 июня 1079 г.
Прп. Григорий, родился в окрестностях Спарты в знатной семье. Отданный на воспитание благочестивому священнику, мальчик учился читать по Священному Писанию и во всём выказывал большое благочестие. В шестнадцать лет Григорий бежал из родительского дома и присоединился к монахам, шедшим в Палестину. В Риме он принял иноческий постриг и некоторое время вел подвижническую жизнь, а затем продолжил паломничество в Святую Землю. Посетив Иерусалим и святыни Малой Азии, Никеи, Фракии, Македонии и Фессалии, прп. Григорий пришел на Эвбею.
На островке Ореос он нашел место, подходящее для отшельнической жизни, и прожил здесь несколько лет в безмолвии и молитве. Добродетели прп. Григория вскоре привлекли к нему людей, как к источнику живой воды. Они во множестве стали приходить внимать его словам. Подвижник учил их сопротивляться приходящим от диавола дурным помыслам с помощью смирения и охранять сердце, противопоставляя вражеским козням благочестивое негодование и прежде всего молитву, исходящую из глубины сердца.
Но посетители мешали человеку Божию, и он удалился на пустынный о. Стронгили. Вскоре и здесь число желающих получить от него наставления возросло настолько, что морская гладь стала больше походить на площадь большого города. Прп. Григорий вел ангельскую жизнь, не давая себе ни малейшего отдыха от молитв, бдений и постов, исключая только те случаи, когда к нему приходил какой-нибудь особенный посетитель. Он так поступал только ради того, чтобы избежать похвал.
Так прп. Григорий достиг весьма преклонного возраста и, предвидя свою скорую кончину, призвал окрестных монахов, обменялся с ними поцелуем мира и отошел ко Господу, окруженный сиянием славы. Хотя в заглавии «Жития» прп. Григорий именуется учеником прп. Никиты, в самом «Житии» нет упоминаний о какой-либо его особой связи с прп. Никитой.
Прп. Даниил был родом из Патр. Он посвятил жизнь воздержанию и молитве и получил от Господа дар такой любви к ближнему, что каждого приходившего к нему соотечественника или странника принимал как праотец Авраам.
Однажды Даниил пришел к прп. Никите, который отнесся к нему с большим почтением. Они долго беседовали о подвижнических трудах и Божественной благодати. Когда Даниил стал прощаться, св. Никита сказал: «Отец и брат мой, будем трезвы и бдительны, приготовимся к исполнению заповедей. Будем направлять наши чувства к благу, будем оттачивать наш ум, чтобы различать волю Божию, и будем готовить наши души для принятия силы Святого Духа, чтобы, услышав и исполнив славные откровения, получить высшие блага».
По возвращении в келью прп. Даниил продолжал вести ангельскую жизнь и, исполнившись благодати, отошел ко Господу в весьма преклонном возрасте.