Память святых апостолов от 70-ти Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных, с ними пострадавших
Св. Иасон происходил из Тарса, родины св. ап. Павла. Однако встретиться им было суждено не в родном городе, а в Фессалонике, где Павел пребывал с апостолом Силой и оказал им гостеприимство. Когда иудеи, охваченные низменной завистью, восстали на апостолов, св. Павла они найти не смогли, но схватили Иасона и привели к градоначальнику. Они обвинили его в том, что он принимает у себя людей, виновных в мятеже против власти кесаря (ср.: Деян. 17:5–9). Через некоторое время получив свободу, Иасон последовал за Павлом в проповеднических странствиях по Македонии и Асии. Вместе с ними отправились и другие ученики, среди которых был Сосипатр (иначе Сопатр), выходец из Ахаии. Двух соучеников объединяла столь великая духовная привязанность к учителю, что св. Павел в Послании к Римлянам приветствует их как своих сродников (Рим. 16:21). Первоверховный апостол поручил Иасону управление Церковью Тарса, а Сосипатру – Церковью Икония.
Заложив основания христианства в этих Церквах, оба апостола отправились на Запад, чтобы проповедовать Благую Весть. Достигнув о. Корфу, они построили там церковь, посвятив ее святому первомученику Стефану. Не столько прибегая к доводам человеческой мудрости, сколько вознося во славу Божию беспрестанные молитвы, они обратили многих язычников в христианскую веру, которая есть «истинное славословие Господу».
Успех, достигнутый апостолами, вызвал беспокойство у правителя острова, Керкиллина, который повелел привести Иасона и Сосипатра к нему, чтобы принудить принести жертву богам. Святые ответили: «Делай с нашими телами, что тебе будет угодно, но души наши ты уловить не сможешь, ибо они принадлежат Богу!» До вынесения приговора христиан заключили в темницу вместе с семью разбойниками: Сатурнином, Иакисхолом, Фавстианом, Ианнуарием, Марсалием, Евфрасием и Маммом. Примером своего терпения в испытаниях и словами о вечной жизни свв. Иасон и Сосипатр обратили в истинную веру не только их, но и тюремщика по имени Антоний. Последний был привлечен благоуханием, исходившим из темницы. Когда воины, посланные правителем схватить новообращенных, вошли в темницу, они были поражены, увидев Антония мирно сидящим рядом с неким человеком, излучающим сияние. В одной руке он держал крест, а в другой – меч. Остальные узники были увенчаны золотыми венцами; победная песнь звучала под тюремными сводами: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф...».
Правитель спросил Антония, почему он оставил веру своих отцов. Вместо ответа тот начертал образ креста на челе властителя, который, придя в ярость, приказал отрубить ему руку. Ободряемый Ангелом, мученик остался непреклонен и исполнен дерзновения.
После этого Господь по молитве святого послал столь ужасную бурю, что она поразила жену и двух сыновей правителя. Керкиллин, однако, не обратился от ожесточения и, вновь призвав Антония, попытался ударить святого. Однако рука его тотчас повисла без движения как плеть. Обезумевший правитель приказал обезглавить ученика Христова за городскими воротами. После казни некие присутствовавшие при этом благочестивые христиане взяли тело Антония и похоронили в церкви Святого Стефана.