Память преподобного Никона, игумена Печерского
Св. Никон был учеником и сподвижником св. Антония Печерского [10 июля]. Когда боголюбивые люди приходили к св. Антонию, он наставлял их в началах ангельского жития, а затем поручал постригать их в монахи св. Никону, которого счел достойным благодати священства. Так Никон облек в иноческое одеяние св. Феодосия [3 мая], будущего игумена лавры и преемника св. Антония.
Преподобный постриг в монахи боярина Варлаама [19 нояб.] и Ефрема [28 янв.], приближенного Киевского князя Изяслава Ярославича. Этим он вызвал гнев повелителя. Изяслав спросил, как он осмелился без княжеского приказа постричь его слугу в монахи. Святой спокойно ответил: «Я их постриг в монахи по Божественной благодати и по велению Царя Небесного Иисуса Христа, Который призвал их к подвижнической жизни». Еще более разгневавшись из-за такого ответа, князь вскричал: «Либо ты убедишь их вернуться ко мне, либо я брошу тебя в тюрьму вместе с теми, кто тебя окружает, и прикажу разрушить вашу пещеру!» Блаженный ответил: «Господин, делай все, что тебе угодно. Но мне невозможно отзывать воинов из войска Царя Небесного!»
Никон и его монахи покинули пещеры под Киевом и собирались поселиться в другом княжестве, дабы избежать мести князя. В это время один ребенок сообщил новость княгине, и она убедила супруга не вызывать гнев Божий преследованием монахов. Тогда, движимый страхом перед Богом, князь призвал Никона и его иноков и более их не тревожил.
Прп. Никон на Руси проводил жизнь, подобную той, какую вели восточные отшельники, и потому одержал многие победы над силами тьмы единственно с помощью поста и молитвы.
Когда число братии умножилось, Никон, ревнуя о безмолвии и желая вести неприметную жизнь в молчании, отправился с благословения св. Антония в Тмутаракань, близ Азовского моря. Обитатели этого края были еще некрепко утверждены в вере, но присутствие человека Божия и его наставления привлекли многих к тому, чтобы последовать ангельской жизни. С другой стороны, несмотря на его желание найти уединение, слава о Никоне разошлась повсюду, и люди приходили даже издалека, чтобы войти в число его учеников. Тогда святой повелел построить церковь во имя Пресвятой Богородицы. Вскоре при ней образовалась монашеская община.
Однажды, будучи проездом в лавре, он посетил игумена св. Феодосия, который попросил его остаться с ним. Никон ему ответил: «Я поеду приведу в порядок дела моего монастыря и, если это будет угодно Богу, вернусь». Сделав это и возвратившись в лавру в 1068 г., он со смирением подчинился св. Феодосию. Когда тому приходилось отлучаться, он передавал управление братией Никону и выказывал ему во всем глубокое дружеское расположение. Но наступили бедственные времена междоусобных распрей между князьями. И св. Никон вернулся в Тмутаракань, желая сохранить покой, необходимый людям, посвятившим себя молитве.
Несколько лет спустя (1078) он возвратился в лавру, чтобы увидеться со св. Феодосием, но тот уже покинул земной мир и блж. Стефан [27 апр.] был назначен его преемником. Св. Никон решил, тем не менее, остаться в лавре до конца своих дней. Впоследствии он был единодушно избран игуменом, как самый верный ученик св. Антония. Он подавал братии живой пример полноты монашеских добродетелей.
Никон так угодил Богу, что во время его игуменства лаврская церковь была чудесным образом украшена фресками. В 1083 г. святой предпринял реставрацию монастырского храма, в которой ему помогали некие греческие мастера. Они утверждали, что явились в Киев по зову игуменов Печерской обители. Когда прп. Никон показал им образы свв. Антония и Феодосия, мастера узнали тех, кто их призвал...
В 1088 г. св. Никон, послужив Богу великими подвижническими трудами, ушел, дабы насладиться небесной радостью, о чем свидетельствуют его нетленные мощи.