Память преподобного Феофана исповедника, игумена монастыря Большого Поля на Сигрианской горе
Св. Феофан родился в Константинополе в 759 г. в правление иконоборческого императора Константина Копронима (741–775) в богатой и знатной семье. Его воспитывала мать, а в двенадцать лет он был помолвлен с богатой наследницей по имени Мегало. Через восемь лет, когда пришло время свадьбы, Феофан, оставшись наедине с невестой, сказал ей, что всю жизнь мечтал о монашестве, и уговорил жить вместе в воздержании, как брат и сестра.
Два года они вели славную битву за чистоту, несмотря на давление со стороны отца Мегало, который добился для Феофана от императора Льва IV (775–780) назначения на должность наместника Кизика. Он надеялся, что заботы о строительстве крепости отвлекут его от мечтаний о подвижничестве. Результат оказался противоположным, потому что благочестивый магистрат пользовался каждой свободной минутой для посещения местных подвижников. Один из них, по имени Григорий, охладил его желание отказаться от мира и посоветовал продолжать тот же образ жизни. Поэтому во время одной поездки в Константинополь Феофан получил звание спафария, что вовсе не отвлекло его от мыслей о Боге.
Когда умерли император и тесть, он добился от императрицы-регентши Ирины своей отставки, распустил слуг, раздал богатства и отвез супругу в монастырь на Принцевых островах. Ему не пришлось больше увидеть ее в этой жизни, но он писал жене, укрепляя в верности данному обету. Сам же он принял постриг в Полихрониевом монастыре на Сигрианской горе, близ Кизика. Некоторое время Феофан провел в семейном поместье на о. Калонимос в Пропонтиде. Желавшие принять постриг стали стекаться к нему, но он отказывался руководить ими и препоручил пастырство опытному монаху, пришедшему из другого монастыря, и на шесть лет удалился в затвор, занявшись переписыванием книг.
Когда игумен умер, братия единодушно попросили его стать преемником. Боясь потерять благодать безмолвия, святой вернулся на Сигрианскую гору, где приобрел участок земли под названием Большое Поле и основал монастырь, которому суждено было стать одним из крупнейших духовных центров того времени. Он облачился в доспехи отважных воинов Господа: умеренный пост, сдерживающий горение плоти, бдение, делающее дух острым посреди ночи, слезы, очищающие сердце, – и стал для всех живым образом совершенного монашеского служения.