Память святителя Серапиона, епископа Тмуитского
Св. Серапион жил в IV в. Он имел широкое светское образование и был известным ритором, однако отказался от суетной мирской учености ради монашеской жизни и стал учеником св. Антония Великого [17 ян]. Впоследствии он был избран игуменом. Призванный волей Божией покинуть уединение, св. Серапион взошел на епископскую кафедру. Он усердно боролся за находившееся под угрозой Православие вместе со своим другом, св. Афанасием Александрийским. В 339 г. Афанасий писал ему из Рима, куда был сослан, наставляя в руководстве Церковью.
В 353 г. архиепископ Александрийский направил св. Серапиона на Запад, ко двору императора Констанция и папы Либерия. Он был поставлен во главе делегации епископов и священников, чтобы противостоять опасностям, исходящим от козней ариан. Несмотря на дальнее расстояние, Серапион часто писал святому архиепископу, чтобы получить разъяснения по сложным догматическим вопросам, вставшим перед Церковью. Св. Афанасий сообщил ему о смерти Ария и отправил четыре важных догматических послания, в которых, против новой ереси македониан, утверждалась Божественность Святого Духа.
Несмотря на пастырское служение, св. Серапион не обделял своим вниманием и монахов, к которым обратил великолепное похвальное слово. Св. Антоний посвящал его в содержание своих видений о положении Церкви. Св. Серапиону и св. Афанасию отец пустынников завещал перед смертью две свои милоти, подобно тому, как Илия поступил с Елисеем (4 Цар. 2:8–12), обозначив этим, что дух его почил на них. Когда Антоний Великий скончался, Серапион обратился к его ученикам с письмом: «Мир потерял великого заступника, а Небеса приобрели великого человека. Мир горний получил того, кого искал, мир земной потерял того, кем обладал»
Сосланный за смелую защиту св. Афанасия, св. Серапион поддерживал посланиями других египетских епископов, скрывшихся в Диокесарии Палестинской.
Св. Серапион отошел ко Господу ок. 356 г.