Святое Богоявление Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа
Тридцать лет Господь и Бог наш Иисус Христос жил скромной незаметной жизнью, проходя все те же этапы, что и обычный человек. Своим поведением Он являл образец смирения, послушания родителям и подчинения Закону. По прошествии этого времени Христос начал служение людям и встал на тот путь, который должен был привести Его к страданиям и смерти. Начало пути Он ознаменовал поразительным откровением Своего Божества. Бог Отец и Бог Дух Святой свидетельствовали о том, что Христос поистине есть Единородный Сын Божий, Единосущный Отцу, Второе Лицо Святой Троицы, Слово, Воплотившееся ради нашего спасения, Спаситель, предвозвещенный пророками, Тот, в Чьем Лице Божество неслитно соединилось с нашим человечеством и наполнило его Своей Славой. Вот почему праздник Крещения Господня называется Богоявлением, то есть явлением Божества Христа и первым ясным откровением таинства Святой Троицы.
Из Назарета Галилейского Иисус пришел в Иудею на берега Иордана. Здесь св. Иоанн Креститель, выйдя из пустыни после тридцати лет подвижнических трудов, молитвы и умерщвления плоти, проповедовал покаяние. Предтеча крестил в водах реки множество иудеев, которые приходили привлеченные его славой праведника и великого пророка Божия. Крещение Иоанна было выше омовений и окроплений, предписанных Законом для очищения от телесной нечистоты (Лев 15), однако оно не давало отпущения грехов, которое стало возможным только посредством крестной жертвы Христа. Обличая нечестивую жизнь и прегрешения иудеев и напоминая им о близости Божественного Суда, больший из рожденных женами (Мф. 11:11) вел их к осознанию своих грехов, к желанию принести покаяние и таким образом готовил их сердца к принятию Того, Чьим Предтечей он был. Пророк Божий говорил: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня, у Которого я не достоин понести обувь Его (то есть объяснить таинство единства Божества и человечества); Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3:11; Лк. 3:16; Мк. 1:8).
Вместе со множеством тех, кто исповедовал грехи и погружался в воду, Иисус подошел к Иоанну и просил крестить Егo. В Своей бесконечной любви к людям Сын Божий поистине не только облекся нашей смертной плотью: безгрешный и непорочный Агнец Божий даже встал на место грешника. А тот, кто еще в материнской утробе взыгранием приветствовал Его как Спасителя мира (Лк. 1:41), содрогнулся от страха перед таким дерзновением: как может служитель очистить в воде Царя вселенной? Как может тварь, персть земная дерзнуть подойти к Воплотившемуся Слову, не страшась опалиться Божеством и не сгореть, как солома в огне? Ведь Моисей и величайшие из пророков видели Его только издалека (Исх. 33:20–23) или под видом разных явлений и символов.
Как может он дерзнуть возложить руку на склоненную главу своего Создателя, чтобы погрузить Его в воду? Но Иисус сказал ему: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3:15).
Подобно тому, как накануне Страстей Сам Господь велел апостолу Петру дать омыть себе ноги (Ин. 13:6–9), ныне Христос развеял столь понятный человеческий страх Своего служителя, ужаснувшегося такому снисхождению Божества. Этим Господь возвещает, что в Своем Воплощении он пришел не только исполнить предписания Закона, но также и для того, чтобы принести новую, более совершенную истину: истину смирения, добровольной жертвы и милосердия. Иоанн, представлявший Ветхий Завет, подчинился велению Господа и таким образом стал орудием этого действа, положившего начало Новому Завету.