Память святителя Фотия, патриарха Константинопольского
Св. Фотий Великий родился в 810 г. в знатной византийской семье. Его отец, спафарий Сергий, был братом патриарха св. Тарасия [25 фев.], а его дядя по материнской линии женился на сестре императрицы Феодоры. Родители святого любили монахов и мученически пострадали во время иконоборческих гонений, оставив сыну наследство, много лучшее знатности и богатства, – приверженность истинной вере до самой смерти.
Одаренный Богом исключительными интеллектуальными способностями, молодой Фотий получил глубокое образование в науках духовных и светских. Ночи напролет он проводил в учении, не оставив без внимания ни одной науки, доступной в то время. Он приобрел всеобъемлющие знания, которые сделали его самым ученым человеком своего времени и центральной фигурой интеллектуального возрождения Византии после иконоборческих потрясений. Он стал преподавателем философии Аристотеля и богословия в Императорской академии, расположившейся в Магнаврском дворце. Во время дипломатической миссии к халифу Багдадскому в 845 г. он по памяти написал для своего брата сочинение «Мириовивлос» (что значит «Десять тысяч книг») – критическое изложение двухсот восьмидесяти книг самого разного жанра, доказательство его универсальной образованности. Поскольку миссия увенчалась успехом, он по возвращении получил почетную должность начальника императорской канцелярии (протасикрита), не оставив при этом преподавания и милых его сердцу научных занятий. В 857 г. Варда, дядя императора Михаила III, захватил власть и стал кесарем. Чтобы отомстить патриарху св. Игнатию [23 окт.], осуждавшему его поведение, он заставил св. Игнатия отречься и поставил на кафедру благочестивого и мудрого Фотия против его собственной воли, но при единогласном одобрении клира. Предпочитая смерть этой опасной должности в столь смутное время, Фотий сколько мог сопротивлялся приказам и угрозам. Наконец, со слезами на глазах он оставил мирный кабинет и философские дискуссии с товарищами по духу. Двадцать пятого декабря 858 г. он стал патриархом Константинопольским, пройдя за шесть дней все ступени церковной иерархии. В одном из посланий кесарю Варде он писал: «Мы были избраны против нашей воли, и престол наш подобен тюрьме».
Тогда те из сторонников Игнатия, которые были привержены крайним мерам, начали противодействовать новому патриарху всеми возможными способами. Они указывали на незаконность его возведения в сан, навязанного светской властью высшей ступени иерархии. Фотий же избегал конфликтов и делал все для восстановления единства и мира в Церкви, укрепляя ее в делах любви, этой совокупности совершенства (Кол. 3:14). Вначале он постарался искоренить остатки манихейской и иконоборческой ересей, предпринял восстановление нескольких храмов, монастырей и богоугодных заведений, ставших жертвами иконоборческого вандализма, показал особое внимание к проповедническим миссиям для просвещения варварских народов.