Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Собор новомучеников и исповедников Российских

С момента Крещения Руси в X в. миссионерами из Византии Русская Церковь явила миру множество святых: преподобных, святителей и праведных, которые заняли свое место в Царстве Небесном среди святых предшествующих эпох. Но Русской Церкви недоставало быть украшенной, словно порфирой и тонкой выделки льном, кровью мучеников, чтобы в совершенстве и сиянии предстать перед своим Женихом Христом.

Беспрецедентные по масштабам и жестокости гонения обрушились на Русскую Церковь с момента большевистской революции 1917 г. и продолжались вплоть до празднования Тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. Они не только не уничтожили христианства в России, но, напротив, способствовали его высшему прославлению. Систематическое закрытие храмов и превращение их в музеи атеизма, запрещение любого религиозного образования, грубая и гнетущая атеистическая пропаганда, доносы, даже на членов своей семьи, различного рода притеснения, помещение в психиатрические больницы, откуда люди выходили не иначе как лишенные своей личности, отправление в концентрационные лагеря, кровавые и психологические пытки, по жестокости превосходившие все, что могли себе представить истязатели прошлых времен, – все эти козни сатаны оказались бессильны погасить пламя веры и обратились к посрамлению безбожников. Это явилось доказательством того, что христианство есть не человеческое учение, но жизнь и могущество Божии, обитающие в наших сердцах и делающие нас сильнее самой смерти.

С 1918 по 1926 г. революционный вихрь, ополчившийся на самых достойных представителей Русской Церкви, породил больше мучеников, чем все предшествующие гонения. В число этих новомучеников и исповедников входят семьдесят восемь епископов: св. «первомученик» Владимир, митрополит Киевский, св. патриарх Тихон [25 мар.], святые Вениамин Санкт-Петербургский, Варсануфий Кирилловский, Андроник Пермский, Митрофан Астраханский и др. Также в числе новомучеников примерно две тысячи семьсот священников, две тысячи монахов и три тысячи четыреста монахинь, умерших в монастырях, превращенных в концентрационные лагеря, а также сотни тысяч благочестивых мирян, известных и неизвестных, мужественно перенесших расхищение их имущества, презрение и всевозможные пытки, чтобы ответить на призыв Господа: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2:10). Их жертвенно пролитая кровь и их страдания стали сокровищами, которые украсили в эти последние времена подвенечное платье Невесты Христовой. Сегодня можно спеть в их честь вместе с царем Давидом: Рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы в след Ея, искренния ея приведутся Тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев (Пс. 44:14–16).

Невозможно пересказать все случаи исповедания веры и мученичества российских новомучеников. Мы ограничимся здесь несколькими самыми показательными примерами, которые преподали нам эти подвижники благочестия.

Сщмч. Владимир, митрополит Киевский, первый новомученик Русской Церкви в сане епископа, родился в 1848 г. в Тамбовской губернии в семье священника. Он уже четыре года прослужил пресвитером, когда скончались его жена и маленький сын. Тогда Владимир ушел в Козловский монастырь. В 1888 г. его рукоположили в епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Тремя годами позже, в самый разгар эпидемии холеры, перевели в Самару, где он направил все силы на утешение страждущего народа. Потом на протяжении шести лет владыка Владимир занимался духовным образованием православных народов Кавказа: там он открыл многочисленные храмы и церковные школы.

Выбор его в 1898 г. митрополитом Московским ознаменовал новый виток церковной жизни Московской епархии. Особо пристальное внимание владыка обращал на образование духовенства, а также заботился об обучении заводских рабочих, для которых устраивал лекции на духовные темы. Также он помогал монахам Троице-Сергиевой лавры и стал в это время духовным отцом Великой княгини Елизаветы. В 1912 г. Владимир был назначен митрополитом Санкт- Петербургским и председателем Священного Синода. Но в результате его смелого противостояния Григорию Распутину, который вмешивался в дела Церкви, он впал в немилость и через три года был переведен в Киев.

Октябрьская революция подорвала устои церковной жизни как по всей России, так и на Украине, где предприняли попытку образовать национальную Церковь. Митрополита Владимира отказались признавать, и он был вынужден скрываться в Киево-Печерском монастыре. В начале 1918 г., когда Гражданская война дошла до Киева, митрополит продолжал служить Божественную литургию прямо во время бомбардировок. Двадцать пятого января, когда Киев уже был занят большевиками, в монастырь, разграбленный несколькими днями раньше, явились пятеро вооруженных человек и арестовали митрополита. Среди ночи святой последовал за ними с молитвой и пением так спокойно, будто готовился к совершению Божественной литургии. Когда они пришли к месту казни, владыка, прежде чем упасть от выстрелов, успел благословить своих палачей и произнести: «Да простит вас Бог!»

Свт. Вениамин был избран митрополитом Санкт – Петербургским в 1917 г. Пастырское рвение владыки, особенно по отношению к представителям трудящихся классов, принесло ему известность. Митрополит безотлагательно занялся реформой монастырей и попытался освободить Церковь от всякого вмешательства в политические дела. Его простое и духовное слово собирало толпы слушателей в храмах, где он служил. И несмотря на высокий сан, он по-прежнему навещал бедняков и рабочих.

После Октябрьской революции митрополит Вениамин отважно выступил против Декрета об отделении Церкви от государства. Но во время голода 1921 г., наступившего в результате Гражданской войны и унесшего более шести миллионов жизней, митрополит без колебаний передавал государству все церковное имущество, но только на условиях добровольного пожертвования, которое должно строго контролироваться верующими и духовенством. Тогда большевики, как казалось, стали более сговорчивыми. Однако непримиримая позиция митрополита касательно обновленческого движения «Живая церковь», целью которого было разделение Церкви и традиции, опять настроила советскую власть крайне враждебно.

Двадцать девятого мая 1922 г. митрополит Вениамин и восемьдесят пять клириков и мирян были арестованы и предстали перед революционным трибуналом. Во время суда огромная стотысячная толпа стояла вокруг здания, поддерживая своего духовного отца молчанием и молитвой. Митрополит, сохраняя спокойствие, отвергал все обвинения в контрреволюционной деятельности и сопротивлялся клевете со стороны клириков «Живой церкви», своими делами поистине являвших ожившего Иуду. Когда ему дали выступить в свою защиту против этих бесчестных обвинений, он сказал: «Что мне тяжелее всего, так это услышать, что я – враг народа». И добавил: «Каков бы ни был ваш приговор, я возвожу очи к небу и, осеняя себя крестным знамением, говорю: “Слава Тебе за все, Господи Боже мой!”»

Несмотря на явную поддержку митрополита народом, трибунал приговорил иерарха к смерти, а вместе с ним – архимандрита Сергия и священников Георгия Новицкого и Иоанна Кавсарова. Тринадцатого августа их расстреляли. Большевики, боясь восстания, заставили народ поверить, что митрополита Вениамина перевезли в Москву, а в узких кругах распространился слух, будто их духовный отец не умер, но скрывается и возвратится, когда гонения пойдут на убыль.