Память святителя Прокла, архиепископа Константинопольского
Св. Прокл родился в Константинополе в конце IV в. В юности он был посвящен в чтеца, а затем с успехом изучал риторику под руководством известных наставников и был учеником свт. Иоанна Златоуста.
Вероятно, он состоял личным секретарем архиепископа Аттика [8 ян.], которому помогал в написании речей и от которого принял посвящение в диакона и священника.
После смерти св. Аттика, в 425 г., началось ожесточенное противостояние между сторонниками Прокла и Филиппа Сидского. В итоге, чтобы избежать раскола, архиепископом избрали престарелого священника св. Сисиния [11 окт.], любимого всеми за помощь бедным. Будучи доброго и смиренного нрава, св. Прокл ни в чем не воспротивился этому решению и с усердием стал служить новому предстоятелю.
Через год он был рукоположен в епископа Кизика – главного города Геллеспонта. Но когда он прибыл в этот город, его не приняли жители, недовольные вмешательством Константинополя в дела местной Церкви. Епископом же они избрали местного подвижника Далмата. Повинуясь воле Провидения, св. Прокл вернулся в Константинополь, оставшись без кафедры. Он помогал архиепископу и блистал даром красноречия в столичных церквях.
Через два года Сисиний почил в мире, и споры между сторонниками обоих претендентов возобновились с прежней силой. Чтобы разрешить эту ситуацию, император Феодосий II решил возвести на епископский престол того, кто стоял бы вне этого соперничества. Он остановил выбор на Нестории – священнике, незадолго до того прибывшем из Антиохии после смерти своего учителя, Феодора Мопсуестийского.
В речи при вступлении в сан Несторий продемонстрировал красноречие, но вместе с тем неукротимый нрав и тщеславие. Вскоре он принялся усердно преследовать всякого рода ереси, применил жесткие меры против игр на ипподроме; кроме того, у него произошло столкновение с монахами. Недовольный возрастающим почитанием Богородицы, которому способствовала благочестивая императрица Пульхерия, он заявил, что термин «Богородица» – это посягательство на Божественную природу Бога Слова, и начал распространять собственные еретические идеи о Христе.
Тогда, несмотря на свои кротость и терпение, св. Прокл твердо выступил в защиту православной веры. Он первым публично осудил Нестория в торжественной речи, произнесенной в присутствии самого патриарха на следующий день после Рождества 430 г. – в праздник Собора Пресвятой Богородицы. Свое выступление он завершил утверждением, что лишь тот, кто признает Деву Марию Богородицей, сможет войти в Царство Небесное.
Когда в 431 г. Несторий был отлучен Ефесским Вселенским Собором, вновь начались раздоры между сторонниками Прокла и Филиппа Сидского. Большинство склонялось к кандидатуре Прокла, но прочие ссылались на канонический запрет о переходе епископа с одного престола на другой. Ради сохранения мира был назначен престарелый священнослужитель св. Максимиан [21 ап.], мало подходивший для административной должности. Неизменный в смирении, св. Прокл верно служил ему вплоть до кончины св. Максимиана в 434 г. Тогда-то император наконец возвел его на столичную кафедру среди всенародного ликования.
Сразу по возведении в сан Прокл принялся искоренять остатки несторианской ереси, но притом никого не преследовал лично. Он был кроток и приветлив со всеми, будучи убежден, что кротость куда более действенна, нежели насилие, для возвращения еретиков в лоно Церкви и для защиты истины. Он приложил немало усилий к сохранению хрупкого мира между свт. Кириллом Александрийским и свт. Иоанном Антиохийским, а также к всемерному поддержанию единства и любви в Церкви.
Именно по его настоянию мощи свт. Иоанна Златоуста были торжественно перенесены в Константинополь 27 января 438 г. Существует также мнение, что при Прокле в богослужение было включено Трисвятое. Прослужив пастырем стада Христова двенадцать лет и три месяца, св. Прокл почил в мире 12 июля 446 г.