Память преподобного Григория Декаполита
Св. Григорий родился в конце VIII в. в Иринополе – одном из городов исаврийского Десятиградия, по-гречески Декаполя. Благодаря усилиям благочестивой матери он получил хорошее начальное образование, а с восьми лет стал особенно прилежен в изучении Священного Писания и посещении церкви. Он усердно предавался посту и взращивал в себе всяческие добродетели, чтобы стать верным отражением образа Христа. Когда он достиг совершеннолетия, родители решили его женить, но Григорий, желая хранить девство, чтобы целиком предаться Христу, тайно покинул родной дом.
Он поступил в монастырь, во главе которого находился епископ, сосланный из-за иконоборческой смуты. Прошло несколько лет. Отец его скончался, а мать наконец разыскала сына. Она не стала противиться его намерению, но все же попросила соединиться с братом, который был монахом в соседней обители. Григорий повиновался, но не смог остаться в этом монастыре, поскольку игумен был еретиком, и перешел в другой, где настоятелем поставили его дядю Симеона. Там Григорий провел четырнадцать лет, блистая среди братий всяческими добродетелями, особенно послушанием и смирением.
Однако Григорий жаждал большего уединения, поэтому получил от настоятеля благословение удалиться в пещеру в окрестностях монастыря. Там подвижник предался непрестанной молитве, в одиночестве предстоя пред Богом. Также он подвергся многочисленным великим искушениям от бесов, которым была ненавистна его близость к Господу. Они принимали облик змей и страшных тварей, чтобы испугать святого и заставить покинуть уединение. Но оружием святому служили крестное знамение и упование на милость Божию, поэтому он смеялся над их тщетными усилиями и был неколебим в молитве. Попробовав внушить ему страх с помощью других уловок, бесы затем попытались разжечь в нем пламенные телесные желания. Григорий противился искушению горячими молитвами, смешанными со слезами, и наконец после видения был избавлен от всякого телесного соблазна. Отныне он мог с каждым днем возрастать во все более совершенном бесстрастии, которое есть подражание Божественному совершенству.
Однажды, когда он пребывал в пещере, глубоко сосредоточась на молитве, ему было видение Небесного света, причем все вокруг исполнилось дивного благоухания, которое не рассеивалось много дней подряд. Вознесенный в рай в том состоянии, какого сподобятся избранные в час всеобщего воскресения, он потерял всякое представление о времени. Когда через четыре дня пришел его ученик, св. Григорию показалось, что прошло не более часа с тех пор, как ему явился Небесный свет. Но будучи научен опытом святых отцов о хитрости беса, который может принять вид Ангела света (2Кор 11,14), Григорий спросил совета у настоятеля монастыря, чтобы узнать, от Бога ли было это видение на самом деле. Тот успокоил его и благословил на продолжение подвижнической брани, чтобы достойно возблагодарить Господа.
Осененный Божественной благодатью, прп. Григорий вскоре был послан Богом в мир, чтобы люди узрели его блестящие добродетели и стойкость в вере. Сперва он отправился в Ефес и провел зиму в одном из монастырей. Когда пришла весна, он сел на корабль, плывший в Константинополь, поскольку намеревался выступить в столице против иконоборческой ереси. Но достичь ему удалось только одного из Принцевых островов – Проконнеса. Там, несмотря на наложенный императором Феофилом официальный запрет принимать монахов, исповедующих иконопочитание, Григорий нашел приют в доме одного бедняка. Последний был вознагражден за гостеприимство ниспосланным ему вскоре процветанием.
Не имея возможности въехать в столицу, святой отправился в гор. Энос во Фракии, а оттуда – в Фессалонику. По пути, неподалеку от Хрисополя, ему пришлось спасаться от славян-разбойников. Он присоединился к монаху, направлявшемуся в Рим, и добрался до Коринфа посуху. Оттуда по морю – до Реджо в Калабрии. Верующие хотели снабдить его деньгами, но святой, считая, что его плохо приняли, отказался и продолжил путь в Рим.
Там преподобный, никем не узнанный, пребывал три месяца в уединенной келье. Когда он изгнал беса из одержимого, к нему стали приходить люди, почитавшие Григория как святого. Тогда он удалился в Сиракузы и, чтобы обрести безмолвие, затворился в заброшенной башне. Там бесы вновь стали одолевать его многочисленными искушениями, но Григорий изгонял их горячей молитвой.
Преподобный обратил в веру блудницу, занимавшуюся этим прискорбным ремеслом недалеко от места подвигов Григория. Он убедил ее стать монахиней и обратить блудилище в монастырь. Святой совершил и другие чудеса, в том числе и изгнания бесов, и этим вновь, несмотря на свое желание уединиться, привлек к себе множество людей. Поэтому он опять избрал путь добровольного изгнания, чтобы избежать мирской славы.
Св. Григорий не смог остаться в Отранто, так как местный епископ был сторонником ереси, и потому отправился в Фессалонику. Там он поселился в заброшенной церкви Святого Мины, ни в малой мере не заботясь о земном. Почувствовав голод, он прибегал к гостеприимству какого-нибудь соседа.
В этот период Григорий познакомился со св. Иосифом Песнописцем [3 ап.] и согласился разделить с ним аскетические подвиги. К ним присоединились и другие ученики. Так их монастырь стал подлинным светочем истинной веры и благодати Божией. Этому способствовало большое количество чудес, совершенных св. Григорием силой дарованного ему свыше дара прозорливости.
К концу жизни он сильно страдал от мочекаменной болезни и взмолился Богу, чтобы Он ниспослал ему вместо этого недуга водянку,– так и произошло. Он был обезображен болезнью, но счастлив, что страдает ради Христа.
Наконец ему удалось посетить Константинополь и пожить некоторое время на горе Олимп в Вифинии – средоточии монашеской жизни и верности Православию. По возвращении в Константинополь он пребывал вместе с Иосифом в церкви Святого Антипы, расположенной неподалеку от храма Святого Мокия, и посетил в темнице св. Симеона – своего духовного отца, много пострадавшего ради почитания святых икон. В 842 г., после года мучительной болезни, прп. Григорий предсказал свой грядущий уход из земной жизни и через двенадцать дней мирно почил. Это произошло незадолго до окончательного восстановления Православия.
Около 1490 г. богатый и могущественный валашский вельможа Барбу Крайовеску выкупил честные мощи прп. Григория у турок, чтобы положить их в Быстрицком монастыре, который был основан членами его семьи. От святыни произошло немало чудес для жителей тех краев и множества паломников, приходивших поклониться святому.