Память преподобного Кукши Одесского
Св. Кукша родился 12 января 1874 г. в селе Гарбузинка Херсонского района Николаевской губернии. Он происходил из благочестивой крестьянской семьи Кирилла и Харитины Величко и в святом крещении получил имя Косма. С юных лет он полюбил тишину и уединение, в свободное время нередко, сидя на крыльце, читал Евангелие. Когда Косме исполнилось двадцать лет, он вместе с односельчанами отправился в паломничество по святым местам, а на обратном пути посетил Святую Гору Афон. Именно там он принял решение посвятить всю жизнь Богу.
Вернувшись в Россию, Косма отправился к известному прозорливцу, старцу Ионе Киевскому, и тот благословил его поступить в монастырь на Святой Горе Афон. Мать Космы, желавшая, чтобы один из ее четверых детей послужил Господу в монашеском звании, была рада, однако отец воспринимал монашество как дело несерьезное и потому запретил Косме даже думать об этом. И лишь через год все родственники сообща сумели с большим трудом убедить отца отпустить среднего сына в монастырь.
В 1896 г. Косма поступил послушником в афонскую русскую обитель Святого Пантелеймона. Трудиться его определили в просфорню. Послушание он проходил весьма ревностно. Поэтому, когда год спустя мать приехала увидеть Косму, настоятель не только дозволил свидание с ней на пароходе, но и отпустил послушника вместе с матерью на поклонение святым местам Палестины. Позднее Косме вновь удалось побывать в Иерусалиме, куда он был послан в порядке очередности нести послушание у Гроба Господня.
Вернувшись на Святую Гору, Косма был назначен гостинником, а вскоре был пострижен в рясофор с именем Константин, а затем и в мантию с именем Ксенофонт. Послушание гостинника, хлопотное и отнимавшее много сил, молодой монах нес одиннадцать лет. Как позднее вспоминал сам преподобный, до двенадцати часов ночи он исполнял послушание, а в первом часу шел за три километра в пустынь к духовному отцу, старцу Мелхиседеку, который учил его молитве. Под мудрым окормлением старца монах Ксенофонт за короткое время приобрел все основные монашеские добродетели и преуспел в молитвенном делании. Так он прожил на Афоне семнадцать с половиной лет. В 1912 г. Святую Гору потрясла имяславческая смута – спор между насельниками русских обителей о православном почитании имени Божия. В результате около восьмисот русских монахов, в том числе будущий прп. Кукша, были высланы с Афона и отправлены в Россию.
Поначалу все они претерпели многочисленные лишения. Когда началась Первая мировая война, отец Ксенофонт вместе с другими монахами был отправлен братом милосердия в санитарный поезд, курсировавший между Киевом и Львовом. Там святой опекал тяжелораненых, переносил их на себе, причем часто ему приходилось терпеть оскорбления от покалеченных, озлобленных людей. Но Ксенофонт нес их тяготы как свои собственные (ср.: Гал 6,2).
Завершив службу на санитарном поезде, святой поселился в Киево-Печерской лавре, где его вскоре рукоположили в иеродиакона, а затем в иеромонаха. В этой древней обители он нес послушание в Дальних пещерах: зажигал лампады перед святыми мощами, переоблачал мощи Печерских угодников Божиих, делал уборку. Горячим желанием Ксенофонта было принять схиму, но ему постоянно отказывали, ссылаясь на его сравнительно молодой возраст: в ту пору ему было сорок с небольшим лет. Но однажды ночью, переоблачая мощи прп. Силуана, схимника Печерского, отец Ксенофонт вознес к нему усердную молитву, прося умолить Бога даровать наконец схиму тому, кто ее так желал. После этого монах тяжело заболел, причем все прочили ему скорую кончину. Сочтя болезнь отца Ксенофонта неизлечимой, руководство лавры решило облечь его в схиму. При этом постриге Ксенофонт получил имя Кукша – в честь священномученика, мощи которого почивают в Киево-Печерской лавре. Однако после принятия великой схимы больной внезапно стал поправляться, а затем и совсем выздоровел. После закрытия обители прп. Кукша служил в Киеве в церкви на Воскресенской Слободке, а в 1938 г. был арестован и приговорен к пяти годам лагерей в гор. Вильме Молотовской области. В заключении он трудился на изнурительных лесоповалочных работах, а по окончании срока три года жил в ссылке в Соликамской области, в деревне близ гор. Кунгура. Взяв благословение у епископа в Соликамске, он часто совершал богослужения в соседнем селе.
В 1947 г. срок ссылки истек, и преподобный вернулся насельником в Киево-Печерскую лавру, ненадолго открытую, и нес послушание свечника в Ближних пещерах. Именно тогда к нему стали приходить люди, чтобы исповедаться и получить душеполезные советы и назидания, причем число их постоянно увеличивалось. Это не осталось без внимания советских властей – и в 1951 г. св. Кукшу из Киева перевели в другую лавру, Свято-Успенскую Почаевскую. Но и там люди устремились к старцу: в очереди на исповедь к нему стояли сотни.
В конце апреля 1957 г. старца Кукшу перевели в другую обитель – Крещатицкий Иоанно-Богословский монастырь Черновицкой епархии. Приход преподобного стал для обители благотворным: влилась животворная струя в духовную жизнь братии, в обитель потянулись богомольцы, и их дарами монастырь смог воздвигнуть новые постройки. Сам преподобный, несмотря на старческую слабость, чувствовал себя там хорошо, часто повторяя: «Здесь я дома, здесь я на Афоне!» Однако долго подвизаться в этом месте ему не пришлось. В 1960 г. был закрыт Черновицкий женский монастырь, его монахини переведены в Крещатицкий, а монахи из Крещатицкого – в Почаевскую лавру. Но прп. Кукшу отправили в другое место – в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. Братия обители полюбила отца Кукшу, ему было дано послушание исповедовать людей в храме и в алтаре вынимать частицы из просфор во время проскомидии. Однако благочинный по заданию властей притеснял и унижал старца, подселил в его келью мнимого послушника, который на деле был соглядатаем и обо всем доносил благочинному. Одно время благочинный даже самолично запирал святого, чтобы к нему никто не проник. Преподобный нес свой крест безропотно. Он говорил: «Монахи не жалуются и не оправдываются».
Осенью 1964 г. он заболел: это случилось после того, как его мнимый келейник в очередном приступе злобы в октябрьскую ночь выгнал старца раздетым из кельи. Прп. Кукша, блуждая в темноте, упал в яму, повредил ногу и так лежал до утра, пока братия по дороге в храм на службу не услышали его слабые стоны. Его вытащили из ямы, но святой сильно простудился: получил двустороннее воспаление легких и был прикован к постели. Ухаживавшая за ним в те дни монахиня говорила, что отец Кукша только телом еще на земле, а душой уже на Небе, что по ночам она видит и слышит, как он дает возгласы, словно совершая литургию, открывает уста для принятия Святых Даров. А когда утром приходят братия и причащают его, он после их ухода сетует, что неправильно поступил: причастился дважды, хотя был накануне предстоящим на литургии и причащался Святыми Дарами, но вот пришли братия и снова его причастили, а он не посмел отказаться. От старца не отходили круглые сутки. В ночь с 23 на 24 декабря прп. Кукша отошел ко Господу.
Власти, боясь большого стечения народа, препятствовали тому, чтобы святого погребли в монастыре, и требовали совершить похороны на его родине. Но наместник обители мудро ответил: «У монаха родина – монастырь». Тогда власти дали сроку на погребение два часа. Почитание св. Кукши началось сразу после его кончины. Люди шли к могиле преподобного на братском монастырском кладбище, просили святого угодника о помощи и по его молитвам получали облегчение в скорбях и болезнях.
В 1994 г. были обретены его святые мощи, и схиигумен Кукша был причислен к лику святых Украинской Православной Церковью. В 2005 г. он стал почитаться как общерусский святой. Днем памяти прп. Кукши избран день обретения его мощей.