Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Память святителя Феофана Начертанного, творца канонов, епископа Никейского, исповедника

Св. Феофан родился в 778 г. в Палестине, в семье благочестивых родителей, особо отличавшихся добродетелью странноприимства. Получив достойное образование, Феофан в возрасте двадцати двух лет поступил в монастырь Святого Саввы вместе со старшим братом, прп. Феодором. Попечение о них доверили святому монаху Михаилу [18 дек.], который наставил их в грамматике, философии и поэтическом искусстве. Когда наставник постриг братьев в монахи, он также приобщил их к искусству искусств и науке наук. Феофан во всем следовал примеру брата и не меньше Феодора блистал смирением и послушанием, так же как мудростью и даром сочинения священных песнопений.

Когда св. Михаил был назначен синкеллом Иерусалимской патриархии, он поселился вместе с двумя учениками в монастыре Спудеев, возле храма Воскресения (811). Немного позже патриарх Фома рукоположил обоих братьев и отправил их, вместе со св. Михаилом и монахом Иовом, с духовной миссией в Рим для утверждения истинной веры и поддержки Иерусалимской Церкви, угнетаемой арабами.

Их путь лежал через Константинополь. Прибыв туда, они поселились в монастыре Хора, где обычно принимали монахов из Палестины. В это время умер император Михаил I Рангаве, к власти пришел Лев V и незамедлительно начал гонения на почитателей святых икон (815). Принятые императором, св. Михаил и его ученики не колеблясь порицали его и призывали вернуться к Православию. В ответ Лев V приказал подвергнуть четырех монахов бичеванию и заключить в тюрьму, называвшуюся Фиал.

В темнице исповедники отказались принимать пищу из рук еретиков. Они мужественно противостояли попыткам подчинить их, которые предпринимал Иоанн Грамматик, будущий иконоборческий патриарх. Тогда их разделили: св. Михаил и Иов остались в тюрьме Фиал, а братья были сосланы в крепость, находившуюся в устье Босфора. Ее наместник получил приказ обращаться с пленниками грубо и лишить самого необходимого для существования.

В 820 г. скончался император Лев, а на престол взошел Михаил II Травл. Наступило некоторое затишье в гонениях, и множество исповедников веры вновь обрели свободу. Феодору и Феофану было позволено поселиться в монастыре Святого Михаила в Сосфении, на европейском берегу Босфора. Там они продолжали подвизаться в аскезе и вели обширную переписку в поддержку православной веры. Но когда Михаилу наследовал Феофил (829), гонения тотчас возобновились с невиданным прежде размахом и свирепостью. Святых Феодора и Феофана вызвали в столицу для допроса, вновь пытали за преданность православной вере, а затем сослали на о. Афусия в Мраморном море, как и множество других исповедников святых икон (834).

Спустя два года их вновь вызвали в Константинополь, чтобы подвергнуть допросу. Они предстали перед императором в парадном зале дворца Хрисотриклиний. Не теряя уверенности и сохраняя мирный тон, монахи показали, что тексты, которые используют император и его придворные богословы для оправдания его политики, подделаны и что почитание святых икон – это исповедание веры в Воплощение Господа нашего Иисуса Христа.

Разгневанный до крайней степени, император велел пытать их в его присутствии. Под ударами святые призывали Христа и Пресвятую Богородицу и оправдывали себя тем, что ничего не совершили против власти. Исповедников мучили четыре дня, а затем Феофил приказал заклеймить преподобных раскаленным железом, от лба до груди, двенадцатью ямбическими стихами, обозначавшими причину их осуждения.

Залитых кровью исповедников бросили в тюрьму Претория. Там они получили утешительные письма от своего духовного отца, св. Михаила, и от св. Мефодия [14 ин.]. Потом их сослали в вифинский гор. Апамею, на берегу Никомидийского залива. Живя там, братья Феодор и Феофан вызывали у всех восхищение правой верой, аскезой и совершенной любовью к ближним. Именно там в 841 г. прп. Феодор, будучи уже в преклонном возрасте и измученный дурным обращением, предал душу Богу. Несмотря на приказ императора оставить тело святого без погребения, Феофан похоронил брата и сочинил в качестве погребальной песни поэтический канон в честь Феодора.

Спустя некоторое время после смерти императора Феофила св. Феофан был перемещен в Фессалонику, где просиял духовными наставлениями. В 842 г. благочестивая императрица Феодора и ее сын Михаил восстановили почитание святых икон. Тогда Феофан наконец вернулся из ссылки вместе с другими исповедниками. Патриарх Константинопольский св. Мефодий поставил его митрополитом Никейским. Именно в этом городе святой мирно провел последние годы жизни, мудро руководя паствой и сочинив значительное количество поэтических канонов и гимнов, которые поют и в наши дни на праздники Господни и святых и в которые он вложил весь свой бесценный опыт созерцания. Явив таким образом в испытаниях живой образ Христа Спасителя, свт. Феофан отошел ко Господу 11 октября 845 г., присоединившись к сонму святых.

Примечания
1* Это аристотелевское определение философии прилагалось отцами Церкви либо к искусству направлять души, либо к истинной философии, приводящей к познанию Бога через любовь.
2* Синкелл – клирик, советник и доверенное лицо патриарха или епископа, который может заменить главу Церкви в некоторых обстоятельствах.
3* Совр. Карие-Джами.
4* См. память свв. Макария Пеликитского [1 ап.], Иоанна из монастыря Кафаров [27 ап.] и Илариона Далматского [6 ин.].
5* 14 июля 836 г. Но согласно другим свидетельствам, во дворце Лавсиак.
6* Именно отсюда происходит прозвище Начертанные. Согласно Письму св. Феодора к Иоанну, епископу Кизическому, эти стихи выжег на телах исповедников их автор, некий Христодул. По другим сведениям, стихи были сочинены самим императором Феофилом.
7* Совр. Муданья. Этот город следует отличать от Апамеи Сирийской, более известной.
8* Именно этот канон, включенный в Минеи, поется в день памяти св. Феодора.