Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Память святого праведного Иоанна Кронштадтского

Прав. Иоанн Кронштадтский, в миру Иван Ильич Сергиев, родился 19 октября 1829 г. в небольшом селе Сура Архангельской губернии в бедной семье. Отец его, служивший псаломщиком, привил сыну любовь к церковной службе и молитве и научил его во всех жизненных испытаниях и невзгодах искать утешения и защиты у одного лишь Бога. Учеба в школе давалась мальчику с большим трудом, и он усердно молил Господа о помощи. В ответ на горячие молитвы Господь в одну ночь разрешил оковы, отягощавшие разум отрока, который с той поры стал блестящим учеником и даже получил стипендию для продолжения учебы в Санкт-Петербургской духовной академии.

В те годы святой интересовался самыми разными науками, много читал, но более всего любил молиться и благоговейно размышлять о Боге во время уединенных прогулок на природе. После смерти отца юноше приходилось, помимо учебы, работать секретарем, чтобы помогать семье деньгами.

Во время тяжелых испытаний нуждой и приступами уныния святой укреплял свой дух настойчивой молитвой, прося Господа ниспослать ему веру и духовную радость.

Скорбь, говорил он впоследствии, есть отступничество и смерть сердца. Каждое событие своей жизни св. Иоанн воспринимал как знак Божий. Так, увиденный сон утвердил его в намерении жениться на дочери протоиерея Кронштадтского кафедрального собора.

Оставив после этого свои планы отправиться миссионером в далекий Китай, св. Иоанн принял на себя служение проповедника в собственной стране, оставшись навсегда в Кронштадте – военно-морском форпосте столицы. Этот город в полной мере впитал в себя все язвы нищеты, социальной несправедливости и морального упадка тогдашнего российского общества, находившегося в преддверии великой катастрофы.

В самый день свадьбы св. Иоанн сказал жене такие слова: «Лиза, счастливых семей на свете хватает и без нас. Послужим же вместе Господу! » До конца жизни супруги хранили совершенное целомудрие, обращаясь друг к другу «брат» и «сестра».

Рукоположенный в пресвитера 12 ноября 1855 г., отец Иоанн положил в основу своего пастырского служения постоянные размышления над Священным Писанием, ночное чтение Иисусовой молитвы и ежедневное совершение Божественной литургии. « Божественная литургия есть поистине Небесное на земле служение, во время которого Сам Бог особенным ближайшим, теснейшим образом присутствует и пребывает с людьми, будучи Сам невидимым Священнодействователем, приносящим и приносимым. Нет ничего на земле святее, выше, величественнее, торжественнее, животворнее литургии!» – писал он в своем дневнике «Моя жизнь во Христе». Для св. Иоанна все священническое служение, включая пастырское попечение о прихожанах, есть продолжение литургического Таинства, священства Христова, которым совершается спасение и освящение верных в Церкви.

Священник являет собой живой образ Христа, поэтому с самого начала своего служения отец Иоанн стремился нести животворящий свет Человеколюбца Христа в самые бедные и неблагополучные в моральном отношении кварталы. Входя в дома, он брал на руки детей и обращался к самому сердцу их родителей со словами, исполненными необычайной кротости и любви. Он посещал больных, превращая для них «ложе скорби в ложе блаженства утешением веры». Раздавая неимущим все, что у него было, святой часто возвращался домой без обуви и теплой одежды. Он ходил по самым разным местам, никого не осуждая, неся с собою молитву и живое присутствие Христа. Духом своим неизменно устремленный к Богу, св. Иоанн всякий раз проходил сквозь толпу людей, которые все в большем количестве приходили увидеть его, и, подобно сияющему солнцу, расточал вокруг себя свет духовный. Он благословлял, споспешествовал своей молитвой, принимал и тут же раздавал пожертвования (ср.: Мф 6,4).

Такой жизнью святой не замедлил навлечь на себя хулу и клевету с самых разных сторон, его называли даже умалишенным, но он усердно продолжал свое дело, с радостью терпя поношения во имя любви Христовой. Невзирая на бесчисленные трудности, отцу Иоанну удалось с помощью все увеличивавшегося притока пожертвований открыть «Дом трудолюбия» – крупное благотворительное заведение, включавшее в себя церковь, школы, приюты, мастерские. Тысячи нуждающихся не только получали там материальное вспомоществование, но и вновь обретали человеческое достоинство благодаря возможности получать образование и участвовать в церковной жизни.

На протяжении тридцати двух лет св. Иоанн совмещал пастырское служение со школьным преподаванием, в котором он превыше накопления знаний ставил воспитание души ученика, прививая детям живую веру в Бога, уча их видеть красоту окружающего мира и чтить во всех людях образ Божий.

С годами любовь отца Иоанна ко всем без исключения людям становилась все горячее, и в то же время слава о нем продолжала шириться, распространяясь далеко за пределы Кронштадта. «Священник должен сострадать всему миру. Он должен быть всем для всех»,– говорил святой пастырь. Взамен Господь даровал ему необычайную способность исцелять телесные недуги, обращать к вере и утешать скорбящие души и тем самым указывал Своему верному рабу его земное призвание: быть живым столпом молитвы и заступления за весь народ, подлинным «пастырем всея Руси».

Во второй половине жизни уже не столько св. Иоанн приходил к людям, сколько христолюбивый русский народ стекался к нему во множестве. Ежедневно тысячи людей прибывали в Кронштадт к отцу Иоанну за советом и помощью, чтобы испросить его святых молитв или просто посмотреть на знаменитого батюшку. На почте был даже создан специальный отдел, занимавшийся разборкой массы писем, телеграмм и денежных переводов, приходивших на его имя. На полученные пожертвования отец Иоанн содержал более тысячи бедняков и основал немало церквей и монастырей.

Вставая в три часа утра, св. Иоанн отправлялся в храм, уже заполненный народом, и служил утреню и литургию. На проскомидии приносимые верующими просфоры складывались в огромные корзины вместе с нескончаемыми списками имен. Отец Иоанн брал их в руки и возносил Господу горячую молитву так, словно он был предстателем и ходатаем за каждого поминаемого в отдельности. Служение отцом Иоанном Божественной литургии производило на присутствующих неизгладимое впечатление: он стоял перед алтарем, как пред самим Престолом Божиим, и обращался к Господу с таким чувством, какое не могло не растрогать даже самое черствое сердце. Всякий раз, когда святой подавал Причастие, лицо его орошалось слезами. «Я умираю, когда не служу литургии»,– говорил отец Иоанн.

В своих пламенных проповедях он призывал верующих к частому причащению, ибо тогда зачастую было принято причащаться лишь раз в год. Поскольку св. Иоанн не имел возможности выслушивать исповедь каждого из пришедших, в его приходе был спонтанно возобновлен древний обычай общей исповеди. Кающиеся в слезах исповедывали все свои прегрешения перед братьями во Христе, чтобы затем припасть к Подателю радости за живой водой обновленной жизни. Св. Иоанн получил от Господа чудесный дар своим словом и всем своим видом передавать окружающим свойственное ему ощущение живого присутствия Христа: «Иисус для меня – воздух, которым я дышу каждое мгновение моей жизни. Он – мой свет прежде всякого иного света, моя пища и мое питие, моя одежда, мое благоухание, моя сладость, мой отец и моя мать, почва более твердая, чем земля, которую ничто не поколеблет под моими ногами».

После литургии, которая завершалась около полудня, отец Иоанн проводил весь оставшийся день, принимая просителей, посещая подопечных и возвращая радость, надежду и веру отчаявшимся. Домой он приходил лишь заполночь. Несмотря на столь напряженную деятельность, святой никогда не ослаблял в себе молитвенного духа, ибо, удостоившись принять обожествление по благодати, он нес в себе божественную силу, сообщавшуюся всем его словам и делам.

К концу земного пути св. Иоанна постигло тяжелое испытание мучительным недугом, однако он переносил все страдания с кротостью, терпением и благодарностью. Заранее предсказав день своей кончины, он почил в Господе 20 декабря 1908 г., окруженный почитанием всего русского народа, от самых низов общества до императорской фамилии. Посланный в мир как пророк Божий, прав, отец Иоанн Кронштадтский положил начало духовному возрождению русского народа накануне революции. Он явил своей жизнью образец того, каким должен быть православный священник, который прежде всего есть служитель милосердия Божия среди людей.