Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Память святого апостола Иакова, брата Господня по плоти и первого епископа Иерусалимского

Св. Иаков был одним из сыновей прав. Иосифа Обручника от первого брака. Бог благословил его еще во чреве матери, и из-за его необычайной справедливости все родственники звали его Праведным и Облиас, что в переводе с древнееврейского означает «защитник народа» и «справедливость». С самого детства Иаков соблюдал строгую аскезу. Он не пил ни вина, ни иных хмельных напитков. По примеру Иоанна Предтечи он не ел мяса. Ножницы не касались его головы, как того требует Закон для тех, кто посвящает себя служению Богу (ср.: Числ 6,5). Он никогда не мылся и не натирался маслом, предпочитая заботе о теле заботу о душе.

После Вознесения Господня апостолы единогласно избрали Иакова первым епископом Иерусалимской Церкви. Облаченный во все добродетели и деятельной жизни и созерцательной, он входил в святилище Нового Завета не раз в год, как иудейский первосвященник, но каждый день для совершения Таинств. Одетый в льняную одежду, он шел в Храм и долгое время стоял на коленях, которые к концу его молитвы становились твердыми как камень, и молился о народе и спасении мира. Именно он возглавлял совет старейшин в Антиохии и во время возникших споров о необходимости обрезания язычников, принявших веру, просил, чтобы их не мучили предписаниями древнего Закона, а только заставили воздерживаться от жертвоприношения идолам и блуда (ср.: Деян 13, 20).

Он составил послание, которое под его именем включено в Священное Писание. В нем Иаков исправляет тех, кто считает Бога виновником всех бед. Бог не искушает никого, – учит он, – но каждый искушается сам, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью (см.: Иак 1,14). В этом Послании он призывает христиан не довольствоваться лишь признанием веры, но совершать благие дела. Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак 2,26). Он также дает много других указаний, как нам вести богоугодную жизнь и получить мудрость свыше, видя во всем дар Божий: Всякое деяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак 1,17). Под его именем сохранилась также Божественная литургия.

В 62 г., после смерти правителя Феста, иудеи, которым не удалось казнить Павла (Деян 25, 26), потребовали крови Иакова, ибо его всенародная слава праведника способствовала развитию доверия к проповеди христианства. Многие люди и даже правители уже пришли к вере, поэтому книжники и фарисеи опасались того, что вскоре все будут считать Иисуса Христа Спасителем. Они пришли к епископу Иерусалимскому, предательски хвалили его добродетель и справедливость и сказали: «Мы умоляем тебя, справедливого человека, беспристрастно относящегося к людям, убеди народ, который вскоре соберется на празднование Пасхи, не впадать в заблуждение относительно Христа. Поднимись на крышу Храма, чтобы все могли тебя видеть и чтобы все, в том числе язычники, собравшиеся на праздник, услышали твои речи».

Когда он поднялся на самый верх Храма, книжники и фарисеи кричали ему снизу: «Укажи нам, в кого мы должны верить, ведь народ ошибается, веря в Иисуса Распятого. Скажи нам, кто этот Иисус?». Иаков громко ответил им: «Почему вы спрашиваете меня о Сыне Человеческом? Он теперь на Небесах, одесную Всевышней Силы, и вернется, чтобы справедливо судить всех». Многие, пораженные словами Иакова, воскликнули: «Осанна сыну Давидову!».

Но книжники и фарисеи в ярости восклицали: «О! даже праведник ошибся!» Кинувшись на крышу храма, они сбросили Иакова вниз, исполняя таким образом предсказание пророка Исаии: «Уберем прочь праведника, ибо для нас невыносим» (ср.: Ис 3, 10 LXX). Несмотря на высоту, Иаков не умер при падении с крыши. Тогда иудеи стали бросать в него камнями. Повернувшись, святой стал на колени и воззвал к Богу по примеру Христа и первомученика Стефана (Лк 23,34; Деян 7, 39–60): «Прошу Тебя, Господи Боже, прости их, потому что они не ведают, что творят». В то время как Иаков молился за своих мучителей, один из них разъярился, увидев неколебимое человеколюбие Иакова, взял палку, которой валял сукно, и стукнул апостола по голове.

Брата Господня по плоти похоронили прямо на том же месте, около Храма. Иаковом очень восхищались, и мнение о том, что его добродетели были необыкновенны, настолько сильно распространилось, что наиболее благоразумные иудеи видели в его великом мучении причину осады и падения Иерусалима в 70 г.

Примечания
1* Это описание св. апостола Иакова и его мучений было изложено Егезиппом, писателем первого послеапостольского поколения. Отрывки из его «Воспоминаний», которые сейчас утрачены, были переданы Евсевием Кесарийским (Церковная история. II, 23, SC 31,85).
2* В период правления Юстина II (565–578) мощи св. Иакова, старца Симеона и пророка Захарии, найденные случайно в Иерусалиме в 351 г. [1 дек.], были перенесены в Константинополь, в церковь около Халкопратии, построенную в честь апостола. Но его гробница и церковь, построенная на месте его дома, продолжают почитаться в Иерусалиме.
3* Евсевий передает свидетельство историка Иосифа, не сохранившееся, однако, в сочинениях последнего (Церковная история. II, 23, 20 / SC 31, 89).