Память св. равноапостольной княгини Ольги, во святом крещении Елены
Св.Ольга родилась во второй половине IX в. Она происходила из знатной псковской семьи. Ольга от Бога была наделена редкой красотой и проницательным умом. По преданию, однажды, переезжая через реку Великую, она встретила юного князя Игоря, который тотчас полюбил ее. Вскоре опекун Игоря, князь Олег, разыскал Ольгу и привез в Киев, чтобы выдать замуж за Игоря (903).
В 945 г. Великий князь Игорь был убит древлянами, и управление Киевским княжеством перешло к Ольге до совершеннолетия ее сына Святослава (945–960). Управляя мудро и милосердно, княгиня проявляла также и твердость характера и сумела сосредоточить власть в своих руках. Она покровительствовала торговле и связям с Византией, желая принести своему народу начатки цивилизации. В 957 г. она отправилась в путешествие в Константинополь и была торжественно принята императором Константином VII Багрянородным. Почести, оказанные Ольге императором, значительно превосходили те, которые обычно оказывались правителям варварских племен. По преданию, в Константинополе она приняла крещение с именем Елена от патриарха Полиевкта.
По возвращении на Русь княгиня предприняла поездку по всей стране, проповедуя Христа. В отсутствие Святослава, который часто ходил в военные походы, св. Ольга занималась воспитанием троих его детей: Ярополка, Олега и Владимира. Однако ей не удалось крестить внуков из-за нежелания отца, который оставался убежденным язычником.
В 969 г. она заболела и в последний раз попыталась обратить Великого князя, но он упорствовал в своем нежелании. Тогда святая предсказала скорое обращение всей Руси в христианство, а равно и печальный конец сына, который был три года спустя убит печенегами. Св.Ольга отошла ко Господу 11 июля 969 г. Ее мощи, перенесенные в Киев св. Владимиром, были спрятаны из-за частых грабительских набегов на этот город. Их местонахождение и по сей день неизвестно.
Несмотря на усилия равноапостольной княгини, ее обращение в христианскую веру не нашло немедленного отклика в народе. Оно, однако, предуготовило обращение внука княгини Ольги, св. Владимира [15 ил.], и сделалось закваской в становлении христианства на Руси, «аки денница пред солнцем и аки заря пред светом»].