Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Память прп. Павла Ксиропотамского

С ранней юности Прокопий занимался изучением Священного Писания и составлением духовных гимнов и так прославился знаниями, что его называли советником философов. Однако его тайным желанием было оставить удовольствия этого мира, богатство и славу и следовать по пути святых отцов. Приняв окончательное решение, он сменил свои богатые одежды на одежду нищего и тайно покинул столицу, чтобы, подобно оленю, стремящемуся на источники вод, бежать на Святую Гору Афон.

Он поселился около монастыря, называемого в настоящее время Ксиропотамом. Обитель была основана императрицей св. Пульхерией [10 сен.], но затем разрушена при нападении сарацин. Прокопий построил себе небольшую келью, в которой проводил дни и ночи в непрестанной молитве. Живший поблизости св. отшельник Косма постриг его в монахи с именем Павел. После этого он с удвоенным рвением принялся за аскетические подвиги: постился и молился, как бестелесный Ангел, спал на голой земле, используя вместо подушки камень, ручной труд ему заменяли слезы, любовь ко всем и глубокое смирение. Вскоре он сделался известным и почитаемым среди афонских отцов.

Между тем его родственник, император Роман Лекапин (920–944), повсюду искал его и, наконец обнаружив, уговорил приехать в Константинополь встретиться с родными. Бедный инок, одетый в рубище, был встречен знатными сановниками и князьями как земной Ангел. Наложением рук и молитвой он исцелил императора и по его просьбе остался на некоторое время в столице для обучения двух его сыновей. При этом подвижник совсем не изменил аскетического образа жизни, который вел в пустыне. Когда Павел решил, что пришло время возвращаться на Святую Гору, император дал ему золота и много рабочих, чтобы восстановить монастырь Пульхерии. Через некоторое время Роман послал своего сына Феофилакта, ставшего к тому времени патриархом, для освящения церкви. При отъезде человек Божий получил от императора частицу Святого Креста, чтобы положить ее в алтаре монастырской церкви.

Вскоре многие иноки стали приходить в эту обитель, чтобы совершенствоваться в добродетели. Тогда прп. Павел, стремясь к безмолвной жизни, удалился в горы, но и там у него появились ученики. По этой причине он построил новый монастырь на некотором удалении от берега, для защиты от пиратских набегов. Обитель получила имя св. Георгия, но в наши дни ее обычно называют по имени основателя – св. Павла.

Когда Бог открыл преподобному день его смерти, он собрал учеников из обоих монастырей и призвал следовать его примеру и его поучениям, даже если за это придется пролить кровь. Потом он со слезами попросил у всех прощения поднялся, надел мантию и причастился Святых Таин. Его лицо просияло как солнце, так что все присутствующие упали на землю, не в силах выдержать такого сияния. Произнеся молитву св. Иоанникия, которую он имел обыкновение повторять: Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святой, Троице Святая, слава Тебе, св. Павел простер руки и, устремив взгляд на небо, отошел ко Господу. Его тело положили в лодку, чтобы по его завещанию похоронить на полуострове Сифония. Однако мощи преподобного были чудесным образом перенесены в Константинополь, где весь народ смог ему поклониться.

Примечания
1* «Житие св. Афанасия Афонского» и архивные документы свидетельствуют, что Павел Ксиропотамский жил в конце X в. Он был одним из самых известных афонских монахов и, разглядев истинное лицо Афанасия на Рождественском Соборе 958 г., предсказал ему блестящее будущее, сказав, что он будет «главой этой Горы и все ему подчинятся». Впоследствии (970) он возглавил монахов, бывших противниками затеянного Афанасием большого строительства и посланных с посольством к Иоанну Цимисхию. Он также подписал Типикон (Трагос), регламентирующий организацию монашеской жизни на Святой Горе. Основав Ксиропотамский монастырь (до 956), названный тогда Свято-Никифоровским, он удалился на принадлежащую обители территорию в место, которое в настоящее время именуется скитом Святого Павла, и создал там небольшую обитель. Она некоторое время сохраняла название Ксиропотам. После его смерти (ок. 996) обителью руководил его ученик Павел II (1018).
2* Это драгоценная часть Креста, самая значительная из всех сохранившихся, со следами одного из гвоздей, до сих пор почитается в Ксиропотамтском монастыре.
3* Главным праздником (пангиром) остается день св. Георгия.
4* Молитва, читаемая в конце повечерия и полунощницы.