Память преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского
Св. Иннокентий происходил из рода князей Охлябининых. Сначала он был монахом в Кирилло-Белозерском монастыре, затем стал первым учеником св. Нила [7 мая], еще даже до основания им скита нар. Соре. Он путешествовал вместе с Нилом в Константинополь и на Святую Гору Афон, затем помогал ему в строительстве скита и в руководстве братией. Смиренный и кроткий, Иннокентий все то время, которое не было посвящено молитве, проводил, как и его наставник, в изучении Священного Писания, внимательно исследуя его и вкладывая в это всю душу.
Св. Нил, почувствовав близкую кончину, отослал Иннокентия в Комельские леса Вологодского края, сказав: «Там тебя прославит Бог и там ты устроишь монастырь, который будет общежительным».
Св. Иннокентий исполнил это предписание после блаженного успения св. Нила. Он основал скит, который впоследствии был назван Преображенским, по образцу Сорского скита. Монастырь был расположен в местах практически недоступных, на берегах р. Еды, среди непроходимой лесной чащи. Но по воле Божией многие братия с алчущей душой приходили к нему, как к источнику живой воды.
По прошествии многих лет, исполненных благодати, святой перед смертью завещал ученикам: «Поминайте меня, грешника, в святых молитвах. Я простираюсь перед вами, отцы и братия, и призываю вас избегать любой ссоры или спора, но пусть любовь Христова и мир духовный правят среди вас, следующих верно всем предписаниям святого старца Нила». Прп. Иннокентий попросил их построить церковь во имя св. Иоанна Предтечи – отца монахов. После этого он упокоился в мире 19 марта 1521 г. (или 1491). Впоследствии скит стал общежительным монастырем, согласно предсказанию св. Нила.
Прп. Иннокентий составил «Введение» к творениям Нила Сорского, в котором учил, что очищение сердца от страстей и злых мыслей происходит скорее от трезвения и внутренней молитвы, чем от исполнения внешних предписаний и телесных подвигов. Затем он рекомендует скитское устройство, при котором два или три брата живут вместе, как наиболее подходящее для новоначальных, а отшельническое житие, пишет он, доступно лишь тем, кто в течение долгого времени испытывался в послушании. Потом св. Иннокентий добавляет одну главу о значении поста, в которой предлагает следовать царским путем: есть в меру, ровно столько, чтобы поддерживать свои силы, уповая на одного Бога и не превозносясь аскетическими достижениями.