Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Память преподобного Григентия, епископа Сафарского

Св. Григентий родился в Милане в конце V в. С великим усердием взращивал он в доброй земле своего сердца семена святых добродетелей, посеянные его благочестивыми родителями, и получил обильные плоды. Едва достигнув положенного возраста, он был посвящен в диакона. Тогда же Григентий усердно принялся укреплять себя постом и иными аскетическими подвигами, за что получил в награду от Господа дар совершения чудес и знамений. Приобретя опыт духовного делания у некоего отшельника, жившего неподалеку от города, он как-то услышал от этого человека Божия, что ему предначертано стать епископом в далекой Южной Аравии. Позднее это пророчество подтвердил явившийся ему в видении св. апостол Петр.

Около 518 г. в Химьяритском царстве, расположенном на территории нынешнего Йемена, в южной части Аравийского полуострова, начались преследования и массовые убийства христиан, начатые царем-иудеем Зу-Нувасом. Узнав об этом, царь соседнего государства Аксум, по имени Елесбой, организовал при поддержке византийского императора Юстина I военную экспедицию против царя химьяритов. Он отвоевал эту страну, утвердив на царском престоле аксумского ставленника, и восстановил там христианство. В порыве религиозного воодушевления он лично принял участие в работах по закладке храма во имя Святой Троицы, основанного по его повелению на месте царского дворца в Сафаре.

Заботясь о поставлении епископа для этой Церкви, ослабленной и расстроенной гонениями со стороны приверженцев иудаизма, царь направил послание патриарху Александрийскому Тимофею III (или патриарху Протерию). Елесбой просил его прислать человека богоугодного, мудрого и исполненного апостольского усердия. Поскольку патриарх не мог найти подходящего кандидата, он обратился с молитвой к св. евангелисту Марку – основателю и покровителю Африканской митрополии. Св. Марк предстал перед патриархом в видении и поведал, что Господь избрал для этой миссии молодого диакона Григентия, который несколькими днями ранее прибыл в город и жил у одного из местных христиан. Обрадовавшись, патриарх немедленно послал сообщить Григентию волю Божию, отечески наставлял его в продолжение нескольких дней, после чего возвел на высшую ступень церковной иерархии и в сопровождении внушительной свиты отправил в Химьяритское царство.

Возведенный под приветствия ликующей толпы на епископскую кафедру Сафара, новый архипастырь при поддержке царя принялся укреплять православную веру и утверждать народ наставлениями. Он насаждал обычаи и установления, свойственные христианской цивилизации, и рукополагал священников и диаконов, чтобы возродить церковную жизнь на окраинах и в сельских районах.

Сам же епископ повел решительную борьбу с иудаизмом, к тому времени широко распространившимся среди населения Южной Аравии. Очистив и возвысив свой дух долгими годами подвижничества, святой архипастырь обладал несравнимо более глубокими и обширными познаниями в Священном Писании, нежели все иудейские богословы. Он не страшился вступать с ними в решительное единоборство, имея единственным оружием слово Божие, которое острее всякого меча обоюдоострого (Евр 4, 12). Силе его слова не могли противостоять ни софистические хитросплетения, ни путаные цитаты из самых неясных мест Ветхого Завета. Оно звенело подобно закаленной бронзе, вынуждая противников признавать истинность христианского учения либо раскрывать перед всеми ложность своей веры и черствость своего сердца.

Один из наиболее ученых иудеев, по имени Ерван, выступил против святого в публичном диспуте, длившемся несколько дней почти без перерыва. Взаимные доводы и цитаты носились в воздухе, подобно стрелам, но иудей упорно отказывался признать себя побежденным. Когда все его доводы были наконец исчерпаны, он воскликнул: «Для чего нам тратить время в пустых словопрениях? Если этот самый Иисус, Которого наши отцы распяли на кресте, по-прежнему жив, как ты утверждаешь, и если он воистину Сын Божий, яви это мне воочию, и я уверую в Него».

Когда все прочие присутствовавшие при этом иудеи поддержали брошенный вызов, святой епископ удалился ненадолго, чтобы вознести усердную молитву Господу. Внезапно земля задрожала, небо будто бы разверзлось, и Сам Христос явился во славе, будто при Втором Пришествии. В туже минуту нечестивцы ослепли, пораженные неземным светом, христиане же возрадовались, предвкушая в сердцах блаженство вечной жизни.

Святой объяснил тогда испуганным иудеям, что постигшая их слепота послана им в наказание за нечестие и что, если они не покаются, не уверуют в Спасителя и не примут святое крещение, то в день Страшного Суда будут ввергнуты в вечную тьму. Один из них решил креститься. Едва он вышел из крестильной купели, как снова обрел телесное зрение, будучи просвещен духовным светом. Его примеру тогда последовали более пяти тысяч иудеев. Сам Ерван, после образцового покаяния и крещения получивший имя Лев, стал одним из ближайших советников царя.

Впоследствии св. Григентий составил кодекс законов, мудро оберегавший правила христианской морали и поведения. Число церквей множилось, а царь Елесбой, под духовным руководством святого, основал множество больниц и благотворительных заведений. Его сын Эрдид продолжил дело отца.

После долгих лет епископского служения, прославленных множеством чудес и духовных свершений, св. Григентий, новый апостол Христов, удостоился блаженной кончины 19 декабря ок. 552 г. Весь народ оплакивал епископа, собравшись на его погребение. Химьяритская Церковь благополучно существовала до завоевания этого царства персами (ок. 572) и окончательно исчезла под натиском поднимающегося ислама (ок. 632)

Примечания
1* Или, по другим данным, в Мисии.
2* Иначе Калеб Элла Ацбэха. Аксум располагался на территории нынешней Эфиопии.
3* Подробнее об этих событиях см. память св. мч. Арефы и мучеников Негранских (из нынешнего Наджрана) [24 окт.]. О христианизации Эфиопии см. также память св. Фрументия [30 н.]. Некоторые историки ставили под сомнение подлинность личности св. Григентия, полагая, что его «Житие» было выдумано с целью доказать Православие Химьяритской Церкви, которая на самом деле должна была являться монофизитской, как и большинство современных ей арабских христианских Церквей. Однако недавно было установлено, что царь Абраха (ок. 535-ок. 568), стремясь обеспечить свою независимость по отношению к Эфиопии, обратился за помощью к Византии и принял халкидонское исповедание веры. Помимо того, значительная часть сведений, содержащихся в «Житии», приписываемом Иоанну, епископу Негранскому (Наджранскому), подтверждается другими историческими источниками и данными эпиграфики.
4* Тафаре, Зафаре.
5* Согласно другой редакции «Жития», св. Григентий был вначале поставлен епископом Аксумским, а уже оттуда был направлен Елесбоем для восстановления Химьяритской Церкви.
6* Текст этого диспута сохранился по-гречески (PG 86,621–784).
7* «Законы омиритов» (химьяритов) (PG 86, 568–620). В своем нынешнем виде этот текст так же, как и текст «Диспута», является фактически позднейшей компиляцией.