Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Собор вселенских учителей и святителей — праздник, имеющий глубокие исторические и богословские корни, уходящие в эпоху «золотого века» византийской книжности. События, послужившие причиной установления этого торжества, развернулись в Константинополе в 1084 году (по другим данным — в 1092-м), во времена правления императора Алексея I Комни́на.

В тот период в столице империи наблюдался расцвет риторики и философии, однако этот интеллектуальный подъем привел к неожиданному духовному недугу — разделению верующих на партии. Поводом послужил вопрос о том, кто из трех великих отцов Церкви IV века более угодил Богу и принес больше пользы христианскому миру.

Сторонники Василия Великого, называвшие себя василиа́нами, акцентировали внимание на его трудах по организации общежительного монашества, его несгибаемой воле в борьбе с арианством и величии его натуры. Они считали, что Иоанн Златоуст, при всей силе проповеди, уступает Василию в догматической твердости.

Сторонники Григория Богослова, григориа́не, указывали на непревзойденную высоту его созерцания. Святой Григорий, обладавший тонкой душой поэта и глубочайшим умом философа, сумел выразить тайну Пресвятой Троицы языком, доступным человеческому пониманию. Его почитатели считали, что Василий слишком суров, а Иоанн слишком прост в своих нравственных наставлениях.

Партия иоанни́тов превозносила святителя Иоанна Златоуста. Они утверждали, что именно он сумел приблизить высокое богословие к повседневной жизни, научая покаянию и милосердию самых простых людей. Его красноречие, способное тронуть даже черствое сердце, они ставили выше строгой догматики Василия и созерцательности Григория.

Спор становился ожесточенным, грозя перерасти в раскол. Разрешение пришло чудесным образом через митрополита Евхаи́тского Иоанна (Мавропода). Этому святителю в видении явились три вселенских учителя и возвестили истину о своем единстве во Христе: «Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу... Мы едино, и нет у нас ничего, что составляло бы «я» или «ты», но мы — одно в Боге».

Святители указали, что их различия в стиле и методах проповеди были не противоречием, а действием одного и того же Духа Святого. Василий врачевал нравы, Григорий возвышал умы, Иоанн призывал к деятельной любви. Вместе они составили полноту церковного учительства.

Следуя их повелению, митрополит Иоанн составил службу совместному празднованию, выбрав для этого 30 января (по старому стилю), так как в этом месяце уже совершались памяти каждого из святых по отдельности. Тем самым Церковь утвердила важный экклезиологический принцип: единство в многообразии и соборность, где каждый дар ценен и служит общему созиданию Тела Христова.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист