Житие Воспоминание VI Вселенского Собора
Авторские жития
История Шестого Вселенского Собора неразрывно связана с трагической эпохой христологических споров, терзавших Византию. После осуждения монофизи́тства на Халкидонском Соборе религиозный раскол угрожал единству империи, особенно перед лицом персидской, а затем и арабской угрозы. В первой половине VII века константинопольский патриарх Сергий при поддержке императора Ира́клия сформулировал учение, призванное стать унией: признавая во Христе две природы, предлагалось исповедовать одну богомужнюю энергию (действие), а позже — и одну волю. Так зародилось монофели́тство.
Эта доктрина, закрепленная в императорских эдиктах «Э́ктесис» (638 г.) и «Ти́пос» (648 г.), встретила жесткое сопротивление ревнителей Православия. Преподобный Максим Исповедник богословски обосновал, что воля есть свойство природы, а не личности: если во Христе две природы, то и воли должно быть две. Лишение Христа человеческой воли означало бы неполноту Его воплощения и, следовательно, невозможность исцеления человеческого естества. За эту истину святой папа Мартин был сослан в Херсонес, где скончался от лишений, а преподобному Максиму усекли язык и правую руку.
Торжество Православия наступило при императоре Константине IV Погона́те. 7 ноября 680 года в Константинополе открылся Шестой Вселенский Собор. В нем участвовали 171 епископ и легаты Римского престола. Центральным моментом стало чтение вероопределений предыдущих Соборов и подробный разбор святоотеческих текстов. Патриарх Георгий Константинопольский, убедившись в истинности дифели́тства (учения о двух волях), присоединился к православным, тогда как патриарх Макарий Антиохийский упорствовал в ереси и был низложен.
16 сентября 681 года Собор торжественно провозгласил орос: «Исповедуем... два естественных хотения или воли в Нем и два естественных действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно». Человеческая воля во Христе не противостоит Божественной, но следует за ней, будучи всецело ей покорна. Собор предал анафеме зачинщиков ереси, включая папу Гоно́рия I. Спустя 10 лет, в 691 году, состоялся так называемый Пято-Шестой (Тру́лльский) Собор, который дополнил деяния V и VI Соборов каноническими правилами.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке