Житие мчч. 1003 Никомидийских
Священная история Церкви в Римской империи достигла своего трагического апогея в правление императора Диоклетиа́на. Город Никомиди́я, служивший в то время резиденцией восточных правителей империи, стал местом подвига тысяч свидетелей веры. Среди этого бесчисленного сонма особое место занимают святые мученики, числом 1003, пострадавшие в 303 году.
Их мученичество органически связано с подвигом знатных императорских сановников: Вассы, Евсевия, Евтихия и Василида. Эти мужи занимали высокое положение в синклите и пользовались доверием императора, однако, когда встал выбор между земной слава и Христом, они без колебаний выбрали Спасителя. Диоклетиан, видя в христианстве угрозу государственному единству, подверг своих приближенных жестоким истязаниям и казнил их, надеясь тем самым обезглавить христианскую общину дворца.
Однако кровь мучеников стала семенем христианства. Казнь вельмож породила в их подчиненных — слугах, вольноотпущенниках, телохранителях и их семьях — решимость последовать примеру своих господ. Эти люди были свидетелями благочестивой жизни своих начальников и видели, с какой неземной радостью те шли на смерть. Духовная связь в христианских домах того времени была настолько крепка, что домочадцы воспринимали веру как общее сокровище.
Собравшись вместе, эти люди отказались выполнять императорский указ о жертвоприношении. Когда к ним были посланы императорские глашатаи, они исповедали себя христианами. Это было свидетельство подлинной духовной свободы: они признали над собой власть только одного Господина — Иисуса Христа. Ни обещания наград, ни угрозы смерти не смогли поколебать их единства.
Император приказал истребить их всех. Казнь не была публичным зрелищем с долгими пытками, какие применялись к знати; это была быстрая расправа. Вооруженные отряды окружили исповедников, и мученики, не сопротивляясь, подставляли свои главы под мечи. Старики, мужи, юноши и дети приняли смерть с молитвой на устах.
Церковь чтит их память соборно, подчеркивая силу христианского братства. Их подвиг свидетельствует о том, что пред Богом нет различия между господином и рабом, но важна лишь чистота сердца. Их имена, записанные в Книге Жизни, сияют в лике святых, напоминая о времени, когда верность Христу запечатлевалась кровью.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке